Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

nedelya-po-rozhdestve8 января, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, в Евангелии  Церковь благовествует об удалении Иосифа, по повелению Ангела, с Богомладенцем Иисусом Христом и Мариею матерью Его во Египет, — от Ирода, искавшего погубить вечнобестленного Младенца (Матф. II, 13 – 23. Зач. 4).

        • Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
        • Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
        • и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
        • Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

      • Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
      • глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
      • По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
      • и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
      • Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
      • Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
      • и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

 

Проповедь Протоиерея Родиона Путятина на второй день Рождества Христова:

 

На второй день Рождества Христова Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2:18).

Не плачь, не сокрушайся, не скорби много, когда тебя люди обижают, притесняют, отнимают у тебя счастье, лишают тебя спокойствия. Бога они у тебя ведь не отнимут и вечного спасения не лишат. Напротив, за то, что люди отнимают у тебя счастье в этой жизни, Господь вознаградит тебя блаженством по смерти; и за временное твое здесь беспокойство, которое от других терпишь, воздаст тебе спокойствием там вечным.

Вот когда плачь, сокрушайся, скорби заранее: когда станешь ты других обижать и притеснять, когда от тебя другие будут плакать и скорбеть. Несчастнейшее существо тот человек, который других делает несчастными. Накажет Господь всякого обидчика, притеснителя, досадителя; будут сами после горько плакать и скорбеть все эти люди. И это бы еще была великая тебе милость, если бы ты в этой жизни понес наказание за злые свои дела, если бы здесь успел оплакать грехи свои против ближнего и загладить их добрыми делами. Кого здесь Господь наказывает, тех в жизни будущей помилует; кто здесь покается, те там не будут страдать от раскаяния. Но если ты нераскаянным и ненаказанным останешься до жизни будущей, то вечное будешь там нести наказание, вечно там будешь плакать и скорбеть от злых своих дел.

«К кому из нас относятся эти слова? – скажете вы. – Мы, кажется, не обижаем других; из нас никто не знает за собой этого греха».

Дай Бог, чтобы и никогда мы не знали этого греха за собою; да сохранит Господь всех нас от этого величайшего несчастья – делать других несчастными. Обижать других так грешно, что и слово обидное сказать, и желание обидеть другого есть большой грех. Говоря ныне об этом, я не имею никого из вас в виду: я говорю это так только, в предосторожность себе и вам, и всем. Мне подали случай сегодня поговорить с вами именно об этом следующие из ныне чтенного Евангелия слова: Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Это вы знаете, когда было; когда, по повелению царя Ирода, были убиваемы в городе Вифлееме и окрестностях его все младенцы мужеского пола от двух лет и ниже. Четырнадцать тысяч погибло их тогда. Ах, слушатели, читая описание этого ужасного события, задолго до нас бывшего, мы, и невиновные в нем, как будто видим и слышим, как убивают этих бедных младенцев, как рыдают их несчастные матери; и больно нам за них, и плакать мы готовы с ними. Но Ирод бесчеловечный… он ведь в аду читает описание этого события, и вечно он будет читать его там, и вечно будут видеться ему эти страдания младенцев, и вечно будут слышаться ему эти рыдания матерей, и вечно будет мучиться он ими, и вечно будет страдать он от них.

Да, слушатель, ты теперь не чувствуешь, какое делаешь зло, что обижаешь и притесняешь других; не знаешь, как бесчеловечно это, что ты доводишь других до слез и скорбей; не чувствуешь, как больно плакать и скорбеть от твоих обид и притеснений; может быть, ты и не знаешь и знать не хочешь, что от тебя плачут и скорбят другие. После все узнаешь; узнаешь, изведаешь на себе все зло злых своих дел. С воскресением твоим в жизнь будущую оживут пред тобой все злые твои дела; тогда и скрытое во мраке осветится, и сердечные намерения обнаружатся (см.: 1 Кор. 4, 5); тогда услышишь рыдания обиженных, увидишь и слезы притесненных тобою; и будут жечь тебя эти слезы огнем неугасимым, и будут грызть тебя эти рыдания червем неусыпаемым. Да, зло вечно будет мучительно для тех, в чьей памяти оно вечно будет оставаться; червь их никогда не умрет, и огнь их вовеки не погаснет (см.: Мк. 9, 48).

Нет, не делай себе вечного зла, то есть не обижай, не притесняй других, не доводи понапрасну никого до слез горьких, никогда не доводи, хотя бы оттого пришлось тебе самому плакать и скорбеть, нуждаться и бедствовать.

Если ты решишься лучше терпеть нужду и бедность, чем для своего довольства и обогащения обижать других, то бедность твоя будет пред Богом лучше всякой богатой Ему жертвы, потому что эта бедность спасет тебя от греха.

Если ты решишься лучше плакать, чем других доводить до слез, то слезы твои будут Богу приятнее всяких твоих славословий, потому что они будут выражением твоих славословий, потому что они будут выражением твоей любви, полагающей душу за други своя (см.: Ин. 15, 13).

Да ведь и плакать утешительно, когда плачешь, а не хочешь доводить другого до слез; и в бедности весело, когда нуждаешься, бедствуешь, а у других не отнимаешь, чужого не берешь. Беден, да никому не должен обидами; на глазах часто слезы, зато на душе нет греха против ближнего. Впрочем, беден ты и не будешь, только трудись честно, не обижай других, не притесняя никого. Господь благословит твои труды, и ты с блаженными кроткими наследуешь землю (см.: Мф. 5, 5); плакать также ты не будешь, по крайней мере долго не будешь, лишь бы другие от тебя не плакали. Господь скоро утешит тебя с блаженными плачущими (см.: Мф. 5, 4). Нет, слушатели, чего бы вам ни стоило, не обижайте других, не отнимайте ни у кого довольства и счастья, не лишайте никого спокойствия. Горе тем веселящимся, от которых другие плачут; горе тем насыщенным, от которых другие голодными остаются; горе вам, богатые, если вы наживаете богатство обидами, притеснениями и другими неправдами; не здесь, в этой жизни, ваше горе, а там, за пределами гроба, – там, где глас в Раме, некогда слышанный, вечно будет слышаться бесчеловечному Ироду. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru

 

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *