Сегодняшнее воскресенье называется Неделей о самаряныне – по Евангелию, которое читается в этот день во всех православных церквях. Оно повествует об очень важных для нас вещах, которые нам надо обязательно сложить в своем сердце и запомнить. Христос шел через Самарию, хотя иудеи обычно обходили ее кругом, чтобы не встретиться с самарянами, которые, с их точки зрения, были еретиками.
Подойдя к колодцу Иаковлю, Господь повстречал там грешную женщину, блудницу. И Он не погнушался ею, а начал беседовать с ней и говорил кротко и с любовью, пытаясь оторвать ее от забот земной жизни, направить ее ум к размышлению о небесном. Господь не скрыл от нее, что Он есть Спаситель мира, что Он тот самый Мессия, которого все ждут. То есть с грешницей Он стал говорить о самом сокровенном и сказал ей очень многое из того, чего не говорил еще даже Своим ученикам.
Почему это произошло? Почему Христос именно ее избрал для этих замечательных слов, которые и мы теперь услышали, – о воде живой, о Духе Святом? Она ведь не могла ведать этого Духа – блуд недаром считается грехом смертным, он мгновенно лишает человека благодати Божией. Но Господь не раз повторял, что пришел спасать не праведников, но грешников. И действительно, распяли Его именно праведники. Фарисеи, которые науськивали народ, чтобы распять Христа, конечно, не блудили. Они исполняли все, что положено: молились, посещали храм, многие из них наизусть знали целые куски из Священного Писания. Но когда они повстречались с Христом, ничего, кроме ненависти, Его образ, Его слова, Его поступки в них не вызвали. А вот женщина-самаряныня, еретичка и грешница, мгновенно расположилась к Нему. И произошло дальнейшее чудо. Когда она пришла в свой город и сказала: вы знаете, я встретила Христа, – люди по ее слову тоже начали в Него веровать. Христос на глазах иудеев мертвых воскрешал, а они от этого только еще больше скрипели зубами с ненавистью. А тут еретики, имеющие неправильное учение об истинном Боге, – и тем не менее такое глубокое восприятие, такая доверчивость.
Это все и к нам имеет непосредственное отношение. Очень важно нам понять, что слово Божие усвояется не умом, оно усвояется сердцем. Чтобы его воспринять, совершенно недостаточно оценить все философские категории, которые в нем заключаются. Слово Божие обращено к душе человека, поэтому его можно усвоить только духом, а для этого необходимо сердце умягченное. Каждый человек грешен, и его сердце невосприимчиво к истине. Оно бывает восприимчиво лишь в детстве, до определенного возраста, а потом начинает постепенно каменеть, каменеть, и уже трудно в него чему-либо доброму войти. Поэтому Господь однажды, обращаясь к ученикам, призвал их: будьте как дети – потому что это даст возможность усвоить слово Божие. И если мы посмотрим на учеников Христовых, то увидим, что среди них немного мудрых и совсем мало образованных, а все больше люди очень простые, непосредственные. Самарянка тоже была из этой породы людей. Поэтому когда Он ей сказал: Я Христос, – она Ему сразу поверила. Как дитя, которое, когда ему говорят о Боге, верит этому слову и запоминает его навсегда, и оно становится его жизнью. А человек взрослый, огрубевший от греха, либо не хочет этого слышать, либо ему это неинтересно, либо он никак не может уразуметь, никак не может связать одно с другим, все ищет какой-то логики. А логики тут нет, тут главное – есть ли открытое сердце навстречу слову Божию.
Поэтому нельзя убедить человека в том, что надо веровать в Бога. Нельзя убедить человека в том, что нельзя блудить. Нельзя убедить человека, что нельзя убивать. Человек это должен чувствовать сердцем – или хотя бы иметь над собой закон. Вот иудеи имели закон, который над ними довлел. Этот закон запрещал и блудить, и убивать, и многое другое, и причем за его нарушение во многих случаях полагалась мучительная смерть. И человек из страха наказания повиновался, страх его удерживал от греховных поступков. Но на сердце человеческое это не оказывало никакого воздействия. Поэтому Господь и говорит: кто смотрит с вожделением, тот уже блудник; кто гневается, тот уже убийца. Потому что будут благоприятные условия – и он совершит грех, который живет у него в сердце. Очень часто люди говорят: так бы и убил. Да, дай волю, и убьет. Вот представим себе, что милиция исчезнет на неделю – ну и, конечно, как только люди поймут, что можно безнаказанно убивать, все улицы всех городов зальются кровью. Так бывало в истории уже неоднократно. Когда внешний запрет существует, это как-то сдерживает – удерживающий есть. А когда он отнимается, все приходит в упадок.
Господь прекрасно знает нашу падшую природу, и Он бы хотел, чтобы грех, который есть в нас, осознавался нами как преступление, чтобы мы стремились от него избавиться, чтобы мы хотели начать новую жизнь вне этого греха, чтобы мы возненавидели грех. Поэтому Спаситель этой женщине-самарянке задал, как на экзамене, некоторые наводящие вопросы. Он говорит ей: пойди приведи своего мужа. И ждет. Она отвечает: у меня нет мужа. Правду ты сказала, у тебя было пять, и тот, с которым ты сейчас живешь, он тебе не муж, сказал Христос. И она тут же во всем призналась, тут же во всем покаялась. То есть она знала, что делает нехорошо, ей не хватало только одного последнего толчка, и это и совершил с ней Господь. В предании Церкви осталась память о том, что она потом и крестилась, и стала ученицей Христовой, и даже приняла мученическую кончину. Христос ее переродил, но перерождение это стало возможным только потому, что у нее было детское, непосредственное сердце, и потому, что она покаялась, пусть этому покаянию и помог Господь.
Господь каждому человеку хочет спасения. Господь хочет, чтобы человек пришел к познанию истины. Он каждого хочет к этому покаянию подтолкнуть, потому что если нет покаяния, то тогда эту новую жизнь никак невозможно начать. Господь хочет каждому человеку дать воду живую, которая не иссякнет в нем никогда.
Человек по своей природе изначала существо духовное. Поэтому к чему бы он ни стремился на земле, он никогда не бывает удовлетворен. Художник не бывает удовлетворен картиной, родители никогда не бывают довольны детьми, учителя – учениками, граждане – устройством государства. Не было такого в истории, чтобы граждане были довольны государственным строем. Потому что все, что связано с жизнью человека, – все заквашено на грехе, все на зле, везде есть порча, потому что человеческая природа извращена грехом. И конечно, самому человеку выйти из этого зла невозможно. Поэтому Христос на землю и пришел. Пришел не праведников спасать, потому что праведников, оказывается, спасти невозможно. И мы видим, как Господь обращался с блудницами, с людьми, которые согрешали смертным грехом: очень ласково, с любовью. И с каким гневом Он говорил с фарисеями, потому что хоть как-то пытался сбить с этой их праведной позиции.
Труднее всего обратить к Богу человека, который сознает, что он праведник, что все у него хорошо, что он всегда поступает правильно, никаких грехов у него нет. Такое сознание есть глубочайшее заблуждение, потому что человек полностью удовлетворен той степенью духовного развития, которая в данный момент у него есть. Он не видит перед собой Бога, у него нет никакого стремления Его обрести, он полностью самодостаточен. И это означает духовную смерть, потому что из этого нет развития. Духовное развитие возможно только тогда, когда человек постоянно кается в грехе, то есть постоянно видит, чтó ему в себе самом нужно исправить, и, как бы снимая слой за слоем, исправляет свою жизнь: исправил одно – сразу вырастает другое. Вернее, не вырастает, оно было всегда, просто этого не было видно, поскольку один грех заслоняет тысячу других. Поэтому если человек покается в грехе (а покаяться не значит его назвать, покаяться – значить его исправить), если он исправит этот грех, один булыжник своротит – за ним оказывается тысяча более мелких. Когда он вынимает эту тысячу, за ней оказывается десять тысяч других. Поэтому чем ближе человек к Богу, тем больше он кается; чем ближе он к вечной жизни, тем больше в нем слезы покаяния. А если у нас нет этих слез, если мы не чувствуем себя падшими, если мы довольны собой, то значит, мы от Бога ушли очень далеко.
Самарянка чувствовала свою греховность, поэтому промыслом Божиим так было устроено, что она встретилась со Христом. Всегда, когда человек как-то задумается над своей жизнью, задумается над тем, что он живет неправильно, Господь готов выйти ему навстречу, готов его призвать. И часто бывает: живет человек, вроде где-то в душе верует, но жизни подлинной, духовной в нем нет. А потом некое событие случается, и что-то в уме и сердце человека поворачивается, как бы пелена спадает с его глаз, и начинается в нем духовная жизнь, начинает течь эта вода живая, которая оживляет его, и он просыпается от сна.
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о пробуждении самаряныни. И нам нужно, чтобы с нами это пробуждение тоже произошло. А на самом деле оно должно происходить постоянно, ежедневно. Мы должны каждый день делать шаг навстречу Богу. Каждый день должно что-то для нас открываться в духовном мире. А для этого надо не спать, для этого надо все время идти навстречу Богу.
Когда ученики вернулись и хотели разделить со Спасителем трапезу, Он обратил к ним те слова, которые обращал к самаряныне: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Если человек приближается к Богу – а Христос был Сам Богом и был всегда соединен с Отцом Небесным, – такое соединение божественное требует от человека, и понуждает его, и дает ему желание всячески исполнить волю Божию. А в нашем сердце часто рождаются греховные желания, воспаляемые от геенны. И когда мы не можем их реализовать, мы даже сердимся, не понимая, что это Господь охраняет нас, не попуская нам совершить какой-то грех. Вот человек говорит: так бы и убил. А Господь устраивает, что он не убивает. Это же милость Божия, ведь что бы он делал, если бы убил? Убийство страшно тем, что его поправить никак нельзя. Поправить можно воровство, поправить можно блуд, а убийство неисправимо – убит человек, все.
Но мы, как люди грешные, постоянно творим свои желания и этим часто оскорбляем Бога, поскольку желания наши вступают в противоречие с волей Божией. И чтобы нас оградить от этого, Господь нам дал заповеди, потому что потеря Бога сделала нас слепыми и не чувствующими и мы легко совершаем всякие преступления, то есть преступаем, переступаем тот порядок, который завел Бог в этом мире. А из-за этого наша жизнь приходит во всяческий разлад. Наша жизнь из-за того так трудна, что мы все время идем против рожна, идем против Бога во всех наших поступках. Нам тяжело, мрачно и уныло, потому что наша жизнь никак не согласована с волей Божией.
Христос был всегда с Богом Отцом, и все святые угодники всегда были с Богом, они полностью были в Его повиновении. В Деяниях святых апостолов мы часто встречаем слова: Дух повелел нам. Сам Бог управлял действиями апостолов, Сам Бог ими руководил. А у нас не так, потому что мы от Бога удалились, в нас нет Духа Божия. Поэтому мы управляемся другими духами. Наша душа наполнена духом зависти, духом объедения, духом злобы, духом сребролюбия, духом блуда. И как же нам выбраться из этого? Как эту пищу небесную, Духа Божия, приобрести? Только покаянием. Если мы опомнимся, если мы не будем слушаться этих духов, если мы всю волю свою направим на то, чтобы исполнить волю Божию, только тогда мы этого достигнем. Причем от нас не требуется, чтобы мы сами себя исправили. Это невозможно. Господь пришел и все Сам совершил. От нас требуется только одно: желание и решимость идти по этому пути до конца. И если будет это желание и Господь увидит, что оно настоящее, тогда Он нам даст такую возможность.
Господь хочет, чтобы мы волю свою направили на исполнение Его воли. И если мы будем использовать Священное Писание как некую карту нашего пути, если мы, даже не понимая или не чувствуя этого текста, будем следовать ему в наших поступках и желаниях, то тогда наша порочная воля начнет выправляться и, несмотря на различные искушения, мы все-таки выйдем к источнику воды живой. Но наше большое заблуждение состоит в том, что мы часто удовлетворяемся достигнутым – тем, что Господь даровал нам веру, что мы ходим в храм, имеем возможность причащаться, что у нас дома есть Евангелие. Но все это еще не есть святость, это не есть еще духовная жизнь. «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».
Поэтому нам надо обязательно жаждать Духа Божия, нам надо обязательно учиться жаждать этой живой воды. Мы ее пока не знаем. И самарянка не знала, но она захотела – и спаслась. А мы, если мы довольны своим усредненным христианством, то можем в этом фарисействе еще некоторое время побыть, но это ненадолго: когда будет какое-то искушение или когда действительно от нас потребуется оказать любовь Христу, мы окажемся несостоятельны, не сможем, не имея Духа Божия, совершать духовные дела. У нас не хватит ни сил, ни энергии любви для того, чтобы посетить больного, прийти в тюрьму, отдать себя детям.
У большинства людей, ходящих в церковь, можно спросить: а где ваши дети? Где они? Почему мать стоит в храме, а сын ее неизвестно где? Почему у нее не хватило веры, чтобы этой верой его зажечь? Потому что ее христианство в большой степени просто мнимое, это только одна внешняя форма: хождение в храм, соблюдение поста, регулярное чтение Евангелия или чтение каких-то молитв, – что само по себе неплохо, но в этом нету Духа Божия. Вот лежит перед нами человек, смотрим: руки есть, ноги есть, голова есть, глаза есть – все вроде есть; дотронемся – а он холодный, толкнем – он не шевелится, откроем веко – зрачок не сужается. Мы говорим: так он мертв! Чего же в нем не хватает, в этом человеке? В нем не хватает души. Души в нем нет – значит, он труп. Так и христианин: внешне все хорошо, в церковь ходит, даже причащается, все вроде в порядке, а духа нету подлинного, христианского, Духа Святого нет в сердце человека. Значит, его вера – это пока еще фарисейство, одна только внешняя форма.
Поэтому тот новый закон, который принес Господь на землю, закон благодати Божией, надо принять сердцем. И мы должны ежедневно плакать о том, что у нас нет Духа Божия и мы совершенно этим удовлетворены. Жизнь течет, день проходит, у нас встречи, друзья, веселье, застолье, поездки какие-то, какую-то книгу прочли, что-то новое увидели – это все очень интересно. Ну а где духовная жизнь? Где твой Бог? Покажи Его. Разве Он есть в твоем сердце? А мы с этим как-то смирились и даже не хотим иного, мы даже забываем, что подлинное христианство – это приятие в себя Духа Божия.
Но Духа Божия достичь самому нельзя. Он придет только тогда, когда Сам этого захочет, потому что Дух Божий – это не какая-то разлитая неизвестно где неразумная энергия. Нет, это есть Лицо Пресвятой Троицы. Поэтому нам нужно сдвинуться с той мертвой точки, в которой мы находимся; нужно нам сесть и глубоко поразмыслить о том, чего Дух Божий от нас хочет – и свою жизнь в соответствии с этим изменить. Вот тогда придет спасение, потому что спасение – это есть пришествие в сердце человека Духа Божия, Который очищает его от всякия скверны и спасает его душу. Вот только так. Человек может перестать делать плохие поступки, но перестать желать плохого он не может. Это только Сам Бог может его исправить, всю его природу изменить.
Поэтому будем, дорогие братья и сестры, уподобляться самарянке, а все то, что мешает этому в нашей жизни, будем стараться из нее изгонять. Аминь.
Храм Святителя Митрофана Воронежского, 13 мая 1990 года
Источник: https://azbyka.ru
(58)