История Никольского придела Знаменско-Захарьинского храма

История Никольского придела Знаменского храма складывается из самостоятельной истории двух Никольских церквей. Но прежде вкратце вспомним житие славного угодника Божия святителя Николая: Будущий святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских родился около 260 г. в городе Патары Ликийской области в Малой Азии и был единственным сыном благочестивых родителей. С детства он избегал праздности, хранил целомудрие, любил читать Священное Писание и молиться дома и в храме.
Уже в младые годы Николай был посвящен в священники. Милостивый сердцем, он старался помочь всем нуждающимся, даже тем, кто стыдился просить о помощи. Один прежде богатый человек обнищал и, чтобы не умереть от голода, готов был отдать на блудодеяние трех дочерей. Николай тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом, чтобы отец смог выдать дочерей замуж.

Корабль, на котором святитель плыл в Иерусалим, попал в сильную бурю, но по молитвам угодника Божьего море стихло, а матрос, упавший с высокой мачты, воскрес.

Скрываясь от славы, Николай переселился из Патар, где его все почитали, в Миры, главный город Ликии. По указанию Божьему он был избран здесь архиепископом, так как Гос- подь открыл, что нужно выбрать человека по имени Николай, который первым придет в храм.

Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305) святитель вместе со многими христианами был заключен в темницу, где стойко переносил голод, мучения и го- товился к смерти, своим примером укрепляя паству в верности Христу.

Император Константин Великий (324-337) прекратил гонения на христиан, даровав Церкви свободу и мир.

В 325 г. свт. Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе в Никее. Когда еретик Арий стал отрицать единосущие Господа Иисуса Христа с Богом Отцом, святитель не стерпел оскорбления Спасителя и ударил еретика по щеке. За это его лишили архиерейского сана и заключили в темницу. Но после того как участникам собора было видение, в котором Господь подавал свт. Николаю Евангелие, а Богородица возлагала на него омофор, святого угодника Божия освободили и возвратили ему святительский сан (ил. 55).

В Мирах трое невиновных мужей были осуждены на смерть.

Святитель Николай смело подошел к палачу и выхватил у него меч, уже поднятый для каз- ни. При этом присутствовали трое царских воевод, которых вскоре оклеветали перед императором и приговорили к смерти. Ночью святитель Николай явился во сне императору и повелел освободить невиновных. Император, отпуская воевод, сказал, что им дарует свободу великий служитель Божий Николай, и послал их в Миры сообщить святителю, что исполнил его волю.

Спасая Миры от голода, святитель Николай явился во сне одному итальянскому купцу и по- просил привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотых монеты. Проснувшись, купец обнаружил в руке монеты и выполнил его просьбу.

Скончался свт. Николай в 335 г. Турки, захватив Малую Азию, покушались уничтожить его мощи, поэтому они были перенесены в 1087 г. из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где доныне находятся в соборе, непрерывно источая целебное миро.

В России Николай Чудотворец самый почитаемый святой. В каждом русском храме есть чтимая икона Николая Угодника, а в каждом русском городе есть храм в его честь. Чудеса, явленные им, переполняют историю земли Русской.

Память святого празднуется у нас еженедельно по четвергам, 6/19 декабря — в день его бла- женной кончины и 9/22 мая — в день перенесения его святых мощей в Бари, а также, по местам, 29 июля/11 августа — в день его рождения и обретения его чудотворных Зарайского и Великорецкого образов.

История южного Никольского придела церкви Знамения в Захарьине начинается с 1815 г. Именно этим годом датируется Решение Московской духовной консистории об учреждении здесь Никольского престола за счет перемещения двух упраздненных Никольских церквей: на Васильевском погосте при впадении реки Лопенки в Пахру при бывшем селе Васильевском и на бывшем Никольском погосте на реке Малая Десна при селе Молодцы. Первый погост расположен в 3 верстах к югу, а второй — в 3 верстах к западу от села Захарь- ина.

Решение священноначалия от 1815 г. было проведено в жизнь тридцать лет спустя, когда в 1846-1848 гг. Н икольский придел был устроен в Знаменской церкви усердием владелицы се- ла Захарьина генеральской дочери Варвары Осиповны Новицкой (1791-1863). Тогда приход значительно был расширен за счет прихожан и земель селец и деревень Бяконтово, Быков- ка, Плещеево, Ордынцы, Борисовка, Молодцевские дворики (Пеньки) на юге и селений За- харьинские дворики, Барыши, НикольскоеНеверовское (ныне Староникольское), Старо- сырово, Новоникольское, Городянка и Новосырово на западе. С этого времени Захарьино становится единым духовным центром всех земель в размерах древнего Васильевского ста- на, объединяя в иерковноадминистративном отношении около 5 тысяч га общей площади.

Численность прихожан в 1815 г. составляла 284 человека, в 1850 r.

— 1216 человек обоего пола с детьми, а в 1905 г. — 1610.

История Никольского придела Знаменского храма складывается из самостоятельной истории двух Никольских церквей. Продолжение — в книге протоиерея Н. Киселева «Церковь Знамения в Захарьино» (стр. 52 — 80). Кнопка читать книгу

(36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *