Каждый год всем приходом храма иконы Божьей Матери «Знамение» в Захарьине мы отправляемся в долгожданную поездку, на которую всегда возлагаем большие надежды, потому что наши паломничества к православным святыням не только объединяют нас в большую единую семью, но и духовно обновляют. Так случилось и в этот раз, при посещении Калужской земли.
День первый, 27 июня
Раннее утро вторника 27 июня выдалось дождливым, но тёплым. Неожиданно тучи рассеялись, стало солнечно, и, собравшись у автобуса, мы искренне порадовались перемене погоды, встрече друг с другом и с батюшкой Николаем. 35 человек, взрослые и дети, в основном, конечно, женщины, попросив в молитве помощи Божией в нашем путешествии, мы направились в Калужские земли. По дороге Елена Евгеньевна рассказывала о восточнославянских племенах мирных вятичей, населявших эти края с древних времён и, несмотря на принятие христианства Русью ещё в 988 году, продолжавших пребывать в язычестве почти до конца 11 века. Христианство проповедовал в этих землях иеромонах Киево-Печерской лавры Кукша, мученически погибший в 1141 году. Не избежала Калужская земля и общей для всей Киевской Руси тяжёлой участи разрушения и подавления под жестоким игом монголо-татар.
Так как вскоре нас уже ожидала первая остановка на Калужской земле, было решено передать слово Татьяне Николаевне, поведавшей об интересном, значимом для русской истории и культуре местечке, под названием Полотняные Заводы. Эта усадьба известна не только тем, что здесь дважды бывал Александр Сергеевич Пушкин, но и производством парусины для российского флота в 18 веке. Возникшие в 1718 году по указу Петра Первого, радеющего о российском флоте, Полотняные Заводы прославились и в России, и в Англии, откуда поступали большие заказы на приобретение выпускаемой здесь продукции. Владел же мануфактурой один из богатейших людей своего времени – Афанасий Абрамович Гончаров, прапрадедушка Натальи Николаевны Гончаровой, впоследствии невесты и будущей жены великого поэта.
В музей мы уже вошли подготовленными, представлявшими себе, какую роль сыграло это место для всей земли русской. Ведь здесь побывала и Екатерина Великая, высоко оценившая заслуги хозяина усадьбы перед Отечеством, и великий полководец М.И.Кутузов, чья штаб-квартира располагалась в кабинете второго этажа, когда русская армия преследовала спасавшегося бегством Наполеона. Близок нам стал и трёхэтажный усадебный дом с его широкой дубовой лестницей на второй этаж, в парадных комнатах которого побывал Пушкин-жених, приехавший сюда в 1830 году для переговоров с дедушкой своей невесты о приданом. В1834 году А.С.Пушкин пребывал в Полотняном Заводе в качестве главы своего семейства. «Боже мой! Кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином», — написал впоследствии поэт. Но, конечно, не барином жил А.С.Пушкин в родовом гнезде Гончаровых, а, как всегда, великим тружеником: за двухнедельное своё пребывание здесь, общаясь с местными жителями и домочадцами, возясь со своими двумя малолетними детьми, поэт освоил всю гончаровскую библиотеку — 82 тома, которые не только прочитал, но и проконспектировал, оставив подробный отчёт о прочитанном. Об этой интересной подробности нам поведала экскурсовод — немного обиженная на нынешнюю систему «оптимизации» трудового процесса, поставившая её в условия выживания, но добросовестно исполнявшая свои обязанности и, кажется, покорённая нашим вниманием и неравнодушным отношением к положению музея, сотрудники которого проявляют обычный русский энтузиазм, как и бывает на фронтах.
Подкрепив свои силы в кафе «ГончаровЪ», насладившись тихой, умиротворённой природой гончаровской усадьбы и прогулявшись по Пушкинской аллее, мы отправились дальше.
Наш путь лежал в Свято-Тихонову пустынь, но сначала мы заехали на источник, ископанный святым преподобным Тихоном Калужским, поселившимся здесь в 15 веке. В храме-часовне, расположенном близ источника, молились соборно, читая акафист преподобному Тихону. Многие отважные окунулись в святой воде, немощные же довольствовались тем, что попили её, набрали в бутылки, побрызгались.
Приободрённые, мы отправились в Свято-Успенскую обитель святого преподобного Тихона Калужского, находящуюся ныне в местечке с советским названием – село Лев Толстой. По приезде нас ждали неожиданные сельхозработы – монастырь попросил о помощи. Распределившись на группы, мы отправились на прополку моркови и свёклы, капусты и лука. В течение часа привели грядки в порядок, не уставая удивляться урожайности здешних южных земель: в то время как у нас на московских и подмосковных дачах растения давали лишь по нескольку росточков, на монастырских посадках красовались весёленькие ровные кочаны капусты, цвели помидоры, округлялся в цветущие зонтики пушистый укроп.
Территория монастыря вообще производила впечатление цветущего рая: кусты, усыпанные белоснежным жасмином, задорные головки жёлтого и фиолетового ириса и сладкое благоухание белых и розовых пионов. В центре мощёная аллея, располагающая к уединённым прогулкам и размышлениям. Всё это посреди величественных храмов в византийском стиле и высоченной стройной колокольни – возвышающихся среди ничем не непримечательных построек села.
Между тем первый день нашего путешествия близился к своему завершению. Трапеза и ночлег были в монастыре святого Тихона Калужского. Но спать мы не спешили: надо было подготовиться к дню завтрашнему, к встрече с диорамой «Стояние на Угре». С этой целью все собрались в одной комнате, где примерно в течение часа вкратце познакомились с содержанием драмы современного писателя Анатолия Парпары «Противоборство». Произведение, написанное автором в 80-е годы, посвящено событиям 1480 года, когда великий князь Иоанн III, собирая русские земли, стоянием на реке Угре положил начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Вот некоторые строки из него:
Мы были в рабстве долго. Но рабами
Мы не были. И жизни наших предков,
Их тяжкий труд, их долгая борьба
Тому залогом. Вековым залогом.
Терпели гнёт, но не смирились с ним…
Припомним знаменитых, безымянных…
Какие жизни клали на алтарь
Победы нашей! Мы не те Иваны,
Не знающие сродников. Мы помним,
Откуда есть Отчизна наша Русь!
Нам предстоит великая работа,
Чтоб земли
Под крыло Москвы собрать…
На такой патриотической волне мы разошлись по своим большим, но довольно тесным келиям и, помолившись на сон грядущий, отошли ко сну.
День второй, 28 июня
День наш, несмотря на вчерашнюю усталость, начался рано: все мы поспешили на службу в 6.30 в Никольский храм монастыря – просторный, поразивший необычным, как будто греческим песнопением братии. Кто-то из нас исповедался и причастился.
Завтракали в «Чайной», после чего нас ждала интересная экскурсия по монастырю. Мы посетили музей, расположенный на территории монастыря, экспозиции которого рассказывают о его многовековой и трагической истории. Монастырь – один из старейших, основан приблизительно в 1485 году, он сильно пострадал во времена Смуты, давний облик его не сохранился. Расцвет монастыря пришёлся на вторую половину 19 века, тогда и были построены храмы, дошедшие до наших дней. Однако в 1918 году монастырь закрыли, его храмы были жестоко осквернены и разрушены так, что в начале 90-х при передаче монастыря Церкви их практически пришлось воссоздавать заново. Сегодня они, белоснежные, с голубыми и зелёными куполами, производят праздничное впечатление. Кстати, настроение праздника в монастыре ощущалось ещё и потому, что мы прибыли в канун 525-летия прославления преподобного Тихона – его основателя, которое отмечают 29 июня.
По преданию, преподобный Тихон, приняв монашеский постриг в Московском Чудовом монастыре, из-за любви к уединению удалился в дремучие калужские леса, где и нашёл огромный 400-летний дуб. Пребывая в дупле исполина в течение 17 лет, святой Тихон не имел возможности спать лёжа или сидя, питался травами и кореньями, пил воду из колодца, ископанного им самим. Свой подвиг преподобный совершал с молитвой и терпением, за что и сподобился от Господа дара прозорливости и рассуждения. Вскоре к подвижнику стали стекаться ученики, и он основал обитель в честь Успения Божией Матери, которая, по словам нашего экскурсовода, является жемчужиной монастыря.
Посетив этот храм, мы поразились его величине и пространству, искусно выполненному деревянному иконостасу и праздничному убранству: кругом стояли веточки молодых дубков, а в воздухе расплывался бодрящий запах свежих роз.
Побывали мы и в Преображенском соборе, в котором под спудом пребывают мощи святого Тихона Калужского, чудесным образом сохранившиеся здесь, несмотря на закрытие и осквернение монастыря в советское время. Помолились, поклонились великой святыне. Направились к Владимирскому скиту монастыря, находящемуся на месте стояния на реке Угре в 1480 году, когда святой Тихон благословил русское войско и над полчищами хана Ахмета при заступничестве Божией Матери, её иконы Владимирской была одержана победа – пришла долгожданная свобода, закончилось более чем двухсотлетнее рабство Руси.
Этому ключевому событию истории нашего Отечества посвящена диорама «Великое стояние на Угре», выполненная заслуженным художником России Павлом Рыженко. Музейная композиция рассказывает об одной из самых эпических страниц истории нашей страны, от которого во многом зависело её будущее. Значение этого события невозможно не осознать, величием подвига героев нельзя не проникнуться, рассматривая персонажей диорамы (более 23 метров длиной и 6,5 метров высотой) под звуки патетической мелодии Чайковского, выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов и шорох осенней листвы.
Посетитель словно оказывается участником лагеря русского ополчения, готовящегося к бою. Здесь и доблестные воеводы, и раненые, и пленные, монахи и дети, крестный ход с образом Пресвятой Богородицы «Владимирская» — 155 персонажей. Главный из них — едва просматриваемый, на самом дальнем плане, преподобный Тихон. Заметный по светящемуся вокруг головы нимбу, он благословляет русское воинство на победу.
Диорама производит очень сильное впечатление, благодаря которому приходит чёткое понимание: противостояние русских защитников и ордынцев у «пояса Пресвятой Богородицы» (как стали называть этот отрезок реки Угры) было сражением, а не просто стоянием, героическим боем, в котором были и погибшие, и раненые. И место это, безусловно, служит исцелению и преображению наших душ.
Однако надо было расставаться, ведь нас ждала ещё одна заветная святыня монастыря: недалеко от обители святого Тихона находится небольшая часовня, возведённая, по свидетельствам местных жителей, на месте дуба, в котором совершал свой подвиг преподобный. Известно, что тот дуб, проживший около 800 лет, был разбит молнией, после чего высох, но всё-таки оставил после себя заметный след в виде молодого дуба. Согласно предположению нашего экскурсовода, ему лет 180 — 200. Все мы не без удивления обратили внимание, что и у потомка своего знаменитого прародителя образовывается дупло. Многие предположили: оно для нового подвижника земли русской, и поспешили запечатлеть его на фото. Кто знает, для кого это дупло? Неисповедимы пути Господни!
Насыщенные впечатлениями от увиденного и пережитого, мы покидали обитель преподобного Тихона, благодаря Господа за чувство приобщения к Его святыням и обновление наших сердец.
Наш путь лежал в славный и самый старинный город на земле Калужской – в Козельск. Основанный в 1146 году, этот маленький, окружённый со всех сторон реками и рвом городок проявил чудеса героизма в 1238 году, когда его жители твёрдо решили не сдавать свою землю полчищам Батыя и в течение семи недель ожесточённо сопротивлялись, пока не был убит последний защитник, за что Козельск был сожжён дотла и получил прозвище «злой город».
Сегодня нас отделяют от того грозного события почти 800 лет, а мы по-прежнему увидели тот самый скромный, но непреклонный, утопающий в зелени Козельск на высоком берегу Жиздры. Показала нам экскурсовод и каменный крест, выточенный из идола языческого бога Велеса. Уцелевшие жители города поставили этот камень на братской могиле погибших во время осады города ханом Батыем. Копию этого креста мы видели на территории центрального городского сквера, где знакомились с историей города, рассматривая зарисовки главных событий на длинной стене мемориального комплекса. Подлинник креста, датированного 5 веком, находится в краеведческом музее. Здесь же экспонируются и две диорамы: Брусиловский прорыв и Оборона Козельска в 1238 году.
По словам экскурсовода, козельчане гордятся своим национальным парком, в котором водятся такие животные, как зубры и волки, лисы и медведи, множество редких птиц. Привлекает внимание и детский парк «Три богатыря» с забавными, словно вырезанными из дерева медвежатами при входе.
Наш день уже клонился к вечеру, когда мы, выехав из Козельска, направились в Оптину пустынь, расположенную неподалеку от города. Прибыв в Введенский ставрапигиальный мужской монастырь и остановившись в его гостинице, мы поспешили на вечернюю службу в построенный ещё в 1811 году Казанский храм, где покоятся мощи Оптинских старцев преподобных Антония, Моисея и Исаакия I. Несмотря на множество народа и продолжительную службу, многим из нас удалось исповедаться. Причём исповедь проходила неспешно, обстоятельно, что настраивало душу на внутренний и честный монолог.
День третий, 29 июня
С утра кто-то направился на братский молебен у мощей преподобного Амвросия Оптинского в Введенский храм в 5.30, а кто-то сразу на литургию в 7.00 в том же Казанском храме. Причащались, благодарили Господа за оказанное нам благодеяние.
Подкрепив свои физические силы в «Чайной» и приободрившись, мы отправились через рощу по дорожке, по которой ходили когда-то сами оптинские старцы, писатели наши – Толстой, Достоевский, Гоголь и множество русских паломников. Дорожка привела нас к Иоанно-Предтеченскому скиту, к домику преподобного Амвросия. Там же находится и источник со святой водой. Здесь мы соборно помолились Оптинским старцам, читая им акафист и вспоминая своё прежнее пребывание здесь несколько лет назад.
На обратном пути к монастырю повстречался нам старенький сгорбленный схимонах, у которого мы попросили наставления: «Посоветую вам всем читать 70-й псалом, его мало знают, а он такой важный. А еще почаще читайте 118 псалом, но не весь сразу, а по отдельным стихам. Евангелие читайте, особенно от Иоанна». На прощание о. Евфимий подарил нам указатель чтений Псалтыри составленный старцем Паисием, книгу старца Никона Воробьева и сборники стихов об Оптиной пустыни.
Счастливые и вдохновлённые, мы направились к часовне, находящейся на территории монастырского кладбища, возведённой в 2008 году на месте убиенных в 1993 году и погребённых здесь иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта. Прикладывались к святыням, батюшка Николай помазывал нас маслицем от лампад.
Таким, овеянным благодатью и милостью Божией, было наше пребывание в Оптиной пустыни, свече, возжигающей сердца русских людей уже не один десяток лет.
Был уже день, солнечный и тёплый, когда мы, выехав из Оптиной, направились к последнему месту нашего путешествия — в маленький городок Мещовск, расположенный в самом центре Калужских земель и впервые упомянутый в летописи в 13 веке. Городок этот, утопающий в зелени, поверх которой красуются голубые купола храмов и колокольни, с аккуратными, словно игрушечными домиками, холмами, водными затонами и прудами, оставил самое неизгладимое и радостное впечатление.
Замечательна и его история: Мещовск – город двух цариц, представительниц рода Романовых, Стрешневой Евдокии Лукьяновны, супруги царя Михаила Фёдоровича и матери всех его детей, и Лопухиной Евдокии Фёдоровны, супруги Петра Первого.
Благодаря первой из них возродился Свято-Георгиевский монастырь, основанный в 15 веке, но полностью разрушенный и пришедший в запустение в Смутное время. О праматери рода Романовых напоминает здесь памятник, установленный при входе в монастырь: царица и подросток-царевич Алексей Михайлович, мать и сын, идут рядом, величаво, в своём царском облачении, их взгляды устремлены вдаль.
Ещё не приблизившись к памятнику, мы все были очарованы удивительным зрелищем: к стенам монастыря примыкал просторный вольер, в котором спокойно, не обращая никакого внимания на любопытных и восхищённых гостей, прогуливались и отдыхали косули, ослики и, кажется, бык, чёрный, с красивыми изгибами рогов на голове. Мы даже не предполагали, что ожидало нас чуть далее: вольеры с запасливыми хомячками, беспокойной пушистой белочкой, голубыми попугаями, грациозными, хотя и крикливыми павлинами со своими прекрасными хвостами, которыми они словно похвалялись перед нами, то распуская их, то закрывая. Кроме того, к старой липе слева от входа в монастырь был пристроен ещё один вольер: каких только птиц там не было! Все мы без труда распознали лишь красногрудых снегирей, проворных и хлопотливых.
Пока мы с нескрываемым по-детски восторгом прилипали то к одному вольеру, то к другому, к нам подошёл не то монах, не то послушник, и пригласил в трапезную. Просторная, с белоснежными столами, она, по-видимому предназначалась не для одного даже десятка паломников, но на этот раз мы были одни. Словно на сказочной скатерти-самобранке перед нами появились угощения: овощной суп, отварные рожки, зелень, оладьи, чай.
Отобедав и поблагодарив за тёплый приём, мы снова направились осматривать так полюбившихся нам питомцев. Между тем нас встретил послушник Сергий, высокий, интеллигентный молодой человек, доставивший нам большое удовольствие от общения: он поведал об истории монастыря и его святынях, показал главный храм Петра и Павла — пятиглавый, с серебристыми куполами. Мы вошли внутрь и не могли не почувствовать благодать. А уж сколько великих святынь здесь оказалось! Множество мощей святых угодников Божиих…
Послушник Сергий рассказал нам и о местно чтимом блаженном Андрее Христа ради юродивом, жившем в Мещовске и любившем посещать монастырь. Место своего погребения прозорливый чудотворец выбрал сам, и в 1812 году был захоронен в одной из башен обители.
Мощи блаженного Андрея открыты всего 5 лет назад. Они представляют собой косточки под стеклом: блаженный будто показывает, что будет с каждым из нас. Нам рассказывают о большом количестве исцелений у мощей блаженного, и вдруг одна из наших женщин замечает, что у нее начал сгибаться большой палец на правой руке, хотя он не сгибался уже несколько лет.
С монастырём у нас была договоренность еще из Москвы: мы предложили свою помощь, даже запаслись с этой целью рабочими перчатками. Однако начался небольшой дождь, который мог нарушить наши планы. Выходим из часовни блаженного Андрея – сияет солнце. Большинство отправилось на прополку, немногие — чистить картошку.
С чувством исполненного долга, приуставшие, но вдохновлённые, мы направлялись к автобусу, чтобы возвратиться домой.
По дороге, быстрой и лёгкой, слушали сообщение батюшки Николая о святых жёнах Калужской земли, своей жизнью вразумлявших нас и наставлявших на путь истинный. Познакомились с завораживающими чистотой мыслей и переживаний, удивительными стихами Людмилы Фёдоровны, читавшей свои поэтические шедевры голосом Анны Ахматовой.
Незаметно настала пора прощаться: мы снова в Щербинке, у нашего родного Храма в Захарьино. Обновлённые и счастливые, каждый понёс частичку общей радости от общения с Божьими святынями в свой дом, к своим родным и близким…
Татьяна Николаевна Богачева
(63)