Они возрождали храм. Матросова Серафима Алексеевна (23.04.1925-19.11.2016г.г.)

В 1991 году храм только восстанавливали, и Серафима Алексеевна помогала вез­де, где могла: подно­сила кирпичи, убирала, помогала готовить. В колокола раньше не звонили. Когда настоятелем храма стал иерей Николай Киселев, он показал Серафиме Алексеевне, как звонить в колокола. Они еще не были на колокольне, а находились внизу слева от храма на некотором возвышении над землей подвешенные. И сказал: «Давай, звони, Серафима». Так она стала звонарем, и была им 16 лет, с 1992 по 2008 год, не имея никакого образования, только огромное желание служить церкви. И когда колокола вознесли на колокольню, она и туда поднималась звонить. Молодежь звонила в праздники, а будни были ее. Последние годы жизни жила у внучки, которая за ней ухаживала. Весь день проходил в молитве. Она и возле дома, когда сидела на лавочке, в разговоры и обсуждения не вслушивалась, а читала молитву, и ходила гуляла возле дома с молитвой.

 

Письмо внучки Анастасии Родиной

 

Моя бабушка Серафима Алексеевна Матросова (девичья фамилия Быкова) родилась 23 апреля 1925 года в городе Горьком (сейч­ас Нижний Новгород), в районе Сормово в многодетной семье. После 7 классов школы пошла работать на кирпичный завод, груз­ила кирпичи, потом перешла на работу в центральный инструмен­тальный склад завода, а когда началась война, то ее взяли ра­ботать в Военное пре­дставительство, там она принимала пушки и проверяла их перед отправкой на фронт.

В молодости она была очень активная и мн­ого занималась спорт­ом, постоянно ездила на разные соревнова­ния в Москву, бегала, каталась на лыжах, стояла на воротах в хоккее, даже получи­ла кличку «Хомич», по фамилии известного тогда вратаря. В 19­49 году вышла замуж, за моего дедушку Ма­тросова Бориса Алекс­андровича, вместе они прожили 44 года, в 1950 году родилась дочь Надежда, тогда бабуля работала неда­леко от дома в автох­озяйстве, закрывала и открывала ворота, она всегда бралась за любую работу, нико­гда не боялась труда. Позднее пришла раб­отать на завод «Крас­ное Сормово» в цех комплектовщицей. Ближе к пенсии перешла в сварочный цех. В 19­80 году вышла на пен­сию. Бабушка много переезжала, сначала в г. Воскресенск, зат­ем в г. Коломну и на­конец в г. Щербинку, все для того, чтобы быть поближе к доче­ри и нам, трем внучк­ам, которые живут в Москве. Когда Щербин­ка вошла в состав Мо­сквы, мы даже смеяли­сь с ней, что Москва сама к ней переехал­а, кто бы мог подума­ть. В Щербинке примерно в 1991 году она начала ходить в храм Знамения Иконы Божьей Матери в Заха­рьино, тогда храм то­лько восстанавливали, и она помогала вез­де, где могла, подно­сила кирпичи, убилас­ь, помогала готовить, а после стала звон­арем, не имея никако­го образования, толь­ко огромное желание служить церкви.

Бабушки не стало 19 ноября 2016 года, она ушла на 92-ом году жизни, в окружении своих внуков. Мы оче­нь скучаем по ней, по ее оптимизму и упо­рству, благодарны за всю ее любовь и заб­оту. Похоронена бабу­ля на Николо-Хаванск­ом кладбище участок 7/О.

Вечная память и царс­твие ей небесное.

 

Серафима Алексеевна Матросова

 

Хочу рассказать о Серафиме Алексеевне Матросо­вой с ее слов. Родилась 23 апреля 1925 г в Сормове. Семья была большая — родители и семеро детей — четыре сестры и три брата. Жили в своем доме, был большой сад. Отец работал на заводе Красное Сормо­во в горячем цехе, умер в 46 лет. После его смерти сад превратили в огород- братья тащили плуг и пахали землю, сажали картошку, овощи — себя обеспечивали. Мама не работала — все хозяйство держалось на ней.

Старший брат — Павел 1912 г.р. после действи­тельной службы остался на сверхсрочную, воевал с финнами. Во время Великой Отечественной войны был танкистом. 29.11.1941г. под Волоколамском в бою за Воскресенское погиб.

Брат Николай Алексеевич 1914г.р. на фронт не взя­ли, была бронь, работал мастером на авиационном заводе. Сестрам и брату был за отца, его так и звали «папаня».

Сестра Фаина 1910г.р. проработала всю жизнь на авиационном заводе.

Сестра Августа 1918г.р. проработала всю жизнь на заводе в планово-производственном отделе.

Сестра Татьяна 1921 г.р. проработала всю жизнь на авиационном заводе в отделе кадров. Дожила почти до 85 лет.

Брат Вячеслав 1930г.р. К началу войны было ему 11 лет, был подпаском. Впоследствии окончил школу юнг в Сормове, служил на флоте, позднее пришел на авиационный завод, где работали все родные.

Серафима Алексеевна закончила 7 классов и, пошла, работать на кирпичный завод — грузила кирпичи в вагоны. А после получения паспорта сестра Авгус­та устроила ее на центральный инструментальный склад завода, а посылали на работу везде — «молодая была».

Началась война, и ее руководством стало Военное представительство.

Мама очень плакала, думала, что Серафиму на фронт пошлют. А Серафима была со­гласна — пошлют, так пошлют.

Серафиму вызвал полковник Веселов, расспросил ее обо всем, затем два лейтенанта проводили ее на новое место работы. Она стала принимать пушки, проверять их перед отправкой на фронт. На длинной палке была лампочка, и вот этим приспособлением она освещала ствол пушки внутри — нет ли зазоров. Потом перевели принимать откат 76мм пушки и прицел пушки. Так и бегала смену — «откат» — «прицел». Позже принимала откат 53мм пушки на танке. Работали в две смены по 12 часов. По карточкам получали хлеб — 700 гр, а был он пополам с картошкой, делала из хлеба горошинки и так за смену хлебушек весь и съедала. На работу ходи­ла в стеганке и отцовских сапогах, обрезанных. Позже на заводе зимой уже дали талон на валенки. Всю войну проработала на заводе, старалась. Вспоминает, что объявление об окончании войны прозвучало днем, и всех отпустили домой. Люди шли и радовались, кри­чали, плакали, плясали — было всеобщее ликование. В 1946 г. Была награждена медалью «За победу над Германией». Позднее перешла работать на заводской стадион — рабочей. В молодые годы была спортсмен­кой — занималась бегом, принимала участие в коман­дных забегах. Любимыми были короткие дистанции — 400,800,1000 м. Участвовала в спартакиаде «Сто Заводов» в 1946 г. в Ленинграде. В 1947г. принимала участие в параде физкультурников в Москве. В 1948 г. приезжала на соревнования по лыжам в Москву. Вспоминает, как однажды на соревнованиях по бегу оглянулась назад и видит, что бежит предпоследней, нажала и прибежала второй — трибуны ликовали, при­ветствовали ее, радовались ее упорству.

В заводской команде играла в хоккей с мячом — заме­няла отсутствующих игроков, и вратарем быть приходилось — так болельщики кричали ей: «Хомич (фамилия известного вратаря), да­вай». Старалась не подводить.

В 1949г. вышла замуж. Муж Борис Александрович родил­ся 19 августа 1924г. К началу войны было ему неполных 17 лет. Ходил он в военкомат с просьбой отправить на фронт добровольцем, отказывали, но поручили разносить повестки призывникам. А как подошло время, так и его забрали на вой­ну. Ветеран Балтийского флота, был в блокаду в Ленинграде, а после ее снятия в 1944г., его послали учиться в Новосибирс­кое военное пехотное училище.

Но голодные годы в блокаде и контузия дали о себе знать — сильно заболел, и его хотели де­мобилизовать и дать 2 группу инвалидности, но тогда он бы не смог устроиться на работу и, он демобилизовался простым солдатом, но без группы. Вернулся домой в Сор­мово, пошел работать на завод «Красное Сормово» в сварочный цех. Позже познакомился с Серафимой Алексеевной и поженились в 1949г. Пришел жить к ней в дом — уживались в шестиметровой комнате.

Поступил учиться в машиностроительный техни­кум, успешно окончил его, стал мастером — технологом в цехе, начальником участка. Позже окончил институт и стал инженером — технологом, главным технологом завода. Люди его уважали, да и сам он был безотказ­ным, все делал для людей. Самым большим праздником муж Борис считал день Победы, приглашал в этот день к себе всех родных и друзей — вспоминали дни на войне и, он всегда плакал, вновь и вновь переживая те события, гибель друзей. Он был «сердечный» — это значит, все пропускал через свое сердце. Позже завод выделил им двухкомнатную квартиру.

В 1950 г. родилась дочь Надежда. Пока она была маленькая, Серафима Алексеевна работала рядом с домом в автохозяйстве. Позднее пришла работать на завод «Красное Сормово» в цех комплектовщицей. Ближе к пенсии перешла в сварочный цех. А в 1980 г. вышла на заслуженный отдых.

Выросла дочь, вышла замуж за моряка североморца и уехала с ним к месту его службы. Позже вернулись в Москву. Прожили недолго — муж заболел и умер — осталось две дочери — Анна- 10 лет, Настя — 3,5 года, а третья дочь Юля родилась на следующий день после смерти отца.

Чтобы помогать, дочери растить внучек, Серафи­ма Алексеевна с Борисом Александровичем решили перебраться из Сормова поближе. Но в те времена обменять квартиру свою на Москву им было непросто, по­этому переехали они сначала в Коломну и взяли к себе сред­нюю внучку — Настю. Позже в 1991 г. смогли поменяться на Щербинку. Когда приехали сюда, на магазине «Ветеран» увидела Серафима Алексеевна расписание церковных служб и спрашивает у людей, где этот храм находится, ей сказали — в Захарьино. Пришла она в эту церковь первый раз, под­ходит к кресту, а о. Михаил говорит ей: «Ходить будешь в церковь!». Пришла домой и передает мужу слова, что ей сказал священник, а он тоже соглашается и говорит: «Ходи с девчонками (внучками)». Так и стали ходить. А он квартиру обделывал, ведь она была не- обустроена, все сделал своими руками. Борис был верующим —в Захарьинский храм ходил, причащался, а после уже когда заболел, о.Михаил причащал на дому. Умер 27 мая 1993 г. и похоронили его в Горьком.

В храме в советское время кинопрокат был, а чтобы возродить храм, много тру­дов нужно было приложить, вот и помогали с самого начала — и камни носили на носилках.

В колокола раньше не звонили, а когда стал на­стоятелем храма о.Николай Киселев, показал он как звонить Серафиме Алексеевне и говорит: «Давай, звони, Серафима». Так и звонит с тех пор, «насто­ящим звонарем стала». Потом уже на колокольню установили колокола и, оттуда она тоже звонит. Вера Христова была и у родителей Серафимы Алексеевны — мама читала Псалтирь, в доме были иконы, а иконой «Нечаянная радость» мама благословляла их брак с Борисом. Когда женились — на Борисе была рубашка с вышивкой, костюма не было, а на Серафиме-платье крепдешиновое цвета «чайная роза». Прожили в ува­жении друг к другу 44 года — в трудностях и радостях. «Борис был мастер на все руки».

Жизнь продолжается дальше. Серафима Алексеевна живет заботой о других. «Девчонок бы выучить» — вот ее самое большое желание. Старшая внучка уже заму­жем, средняя на втором курсе института, а младшая заканчивает школу. Очень любят бабушку, называют «наша бабуленька».

В этом году 81 год рождения выпадает на Пасху. По жизни старается не болеть. Очень редко нет ее в храме, и в праздники и в будни, на вечерней и на утренней все звонит в колокола. В молитве своей просит: «Ми­лый Господи, позволь еще позвонить», а к Серафиму Саровскому, своему, Нижегородскому, обращается: «Помоги, Симке». Ее и саму называют Нижегородской матушкой. Так и живет в трудах, заботах и молитве. На таких людях стояла, и будет стоять Русь-Матушка.

Приходской листок храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине

№22 от 11 июня 2006 года.

(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *