21 октября — день памяти Святых Отцов VII Вселенского Собора (787 г.).
Когда в Византии начала стремительно распространяться ересь иконоборчества, преподобный Иоанн Дамаскин активно и ревностно защищал почитание икон и написал богословские труды «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», в которых доказательно объясняется, почему православным должно изображать на иконах Господа Иисуса Христа, Богоматерь, Ангелов и святых.
«<…> Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Господь Бог твой Господь один есть» (Втор. 6:4); и: «Не будет у тебя других богов» (Исх. 20:3); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху» (Исх. 20:4); и: «Да постыдятся все служащие истуканам» (Пс. 96:7); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут… из-под небес» (Иер.10:11); и [иное] подобное этому, что «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в единородном Сыне… Его, через Которого и века сотворил» (Евр.1:1–2). Я знаю Того, Кто сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого… Бога, и посланного Тобою, Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Верую во единого Бога, одно Начало всего, безначального, несозданного, не подверженного гибели и бессмертного, вечного и постоянного, непостижимого, бестелесного, невидимого, не имеющего образа; в одну «пресущественную сущность», в Божество – «пребожественное», в трех Лицах: Отце, и Сыне, и Святом Духе, и только Ему одному служу, и только Ему одному воздаю служебное поклонение. Поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но служу и Троице Ипостасей: Богу Отцу, и воплотившемуся Богу Сыну, и Богу Святому Духу, одному Богу. Не поклоняюсь твари вместо Творца, но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого-либо разделения, снизошедшему «в тварь», чтобы прославить мое «естество» и сделать участником в божественном «естестве».
Вместе с Царем и Богом поклоняюсь и «багрянице» тела, не как одеянию и не как четвертому Лицу, – нет! – но как ставшей причастного тому же Божеству и, не испытав изменения, сделавшейся тем, что есть и освятившее [ее]. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, чем Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потерявши того, что она есть, лучше же сказать: будучи единою со Словом по ипостаси.
Поэтому смело изображаю Бога невидимого не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима. Ибо если невозможно изобразить душу, то сколь больше – Бога, давшего невещественность и душе! <…>»
Полностью прочитать «Три защитительных слова» прп. Иоанна Дамаскина можно здесь
(405)