Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы

21 октября — день памяти Святых Отцов VII Вселенского Собора (787 г.).

Когда в Византии начала стремительно распространяться ересь иконоборчества, преподобный Иоанн Дамаскин активно и ревностно защищал почитание икон и написал богословские труды «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», в которых доказательно объясняется, почему православным должно изображать на иконах Господа Иисуса Христа, Богоматерь, Ангелов и святых.

 

«<…> Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Господь Бог твой Господь один есть» (Втор. 6:4); и: «Не будет у тебя других богов» (Исх. 20:3); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху» (Исх. 20:4); и: «Да постыдятся все слу­жащие истуканам» (Пс. 96:7); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут… из-под небес» (Иер.10:11); и [иное] подобное этому, что «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в единородном Сыне… Его, через Которого и ве­ка сотворил» (Евр.1:1–2). Я знаю Того, Кто ска­зал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого… Бога, и посланного Тобою, Иисуса Христа» (Ин.17:3).

 

Верую во единого Бога, одно Начало всего, безначального, несозданного, не подвержен­ного гибели и бессмертного, вечного и постоян­ного, непостижимого, бестелесного, невидимого, не имеющего образа; в одну «пресущественную сущ­ность», в Божество – «пребожественное», в трех Ли­цах: Отце, и Сыне, и Святом Духе, и только Ему одно­му служу, и только Ему одному воздаю служебное поклонение. Поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но служу и Троице Ипостасей: Богу От­цу, и воплотившемуся Богу Сыну, и Богу Святому Ду­ху, одному Богу. Не поклоняюсь твари вместо Творца, но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого-либо разделе­ния, снизошедшему «в тварь», чтобы прославить мое «естество» и сделать участником в божествен­ном «естестве».

 

Вместе с Царем и Богом поклоня­юсь и «багрянице» тела, не как одеянию и не как четвертому Лицу, – нет! – но как ставшей при­частного тому же Божеству и, не испытав изме­нения, сделавшейся тем, что есть и освятившее [ее]. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, чем Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потерявши того, что она есть, лучше же сказать: будучи единою со Словом по ипостаси. 

 

Поэтому смело изображаю Бога неви­димого не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но по­средством образа выражаю плоть Божию, кото­рая была видима. Ибо если невозможно изобра­зить душу, то сколь больше – Бога, давшего не­вещественность и душе! <…>»

 

Полностью прочитать «Три защитительных слова» прп. Иоанна Дамаскина можно здесь

 

 

 

(339)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *