Сегодня у нашей прихожанки Павловой Любови Фёдоровны юбилей — 85 лет. Возраст, как и жизнь и дела — достойные уважения. Родилась Люба в деревне Петрянино Кич-Городецкого района Вологодской области у родителей Марии и Петра и была девятым ребёнком в семье, младшей. Четверо детей умерли в детстве, а пятеро жили долго…
Сестра Евдокия и брат Александр так и жили на своей родине всю жизнь. А братья Пётр и Василий уехали из дома. Первый — в Новосибирск, второй — в Подольский район. И оба они, как могли, помогали своей сестре Любаше…
Отец Фёдор был мобилизован во время Великой Отечественной войны и, получив сильную контузию, был комиссован. Отправился домой на восстановление, но прожил лишь полгода и умер. Семья лишилась кормильца, дети — отца.
Нужно было жить… Взрослые дети и маленькие ходили побираться. Взрослые — по дальним деревням, меньшие — по ближним. А ведь ещё и война не кончилась… Кто даст, а кто и камень бросит в тебя. Люба плакала, ей ещё 5 лет было, просила: «Мама, не посылай меня за кусочками, стыдно». Но и такие маленькие дети в те времена помогали взрослым — те работали, а маленькие и старые нянчились с теми, кто совсем мал был, организовали ясли так называемые. Братья работали в колхозе и мать. Как выжили — Бог знает и они. Деревенские поддерживали. Отцовы братья погибли на войне, один жив вернулся, но жил неблизко.
Одежонки и обувки не было, трудно. Братья лапти плели, а тут разъехались, создали свои семьи. Только в 10 лет пошла Люба в школу и закончила четыре класса. В 14 лет стала работать почтальоном — по деревням носила письма, газеты. Сама маленькая, а сумка тяжёлая и ноги босые…
В 19 лет уехала на Алтай работать на стройку. Но недолго получилось там быть. Упал настил с кирпичом ей на ногу, сломал. И привез брат Василий её в Новосибирск, где жил, но её не прописали у него, а без прописки жить нельзя и работать тоже…
Поехала ближе к Петру, может, тут получится прописаться, но и тут не прописали… Поработала недолго дояркой в Любучанах. Ещё — работала на Подольском механическом заводе и ходила пешком от посёлка Быково до станции Силикатная на электричку каждый день — утром в 5 часов туда, после работы обратно, а если вечерняя — в 11 часов домой…
После снова к Петру вернулась, устроилась в поселке Быково на Центральную станцию искусственного осеменения.
На этой станции были разные направления деятельности. Любовь работала в полеводстве. Выращивала огурцы, помидоры в парниках, морковь, капусту, после её и солили. Там же были погреба, где это хранили, и после шло на продажу. Работу и работать она любила. Заработок, однако, был небольшой. Родилась дочь Елена. Трудности денежного плана огорчали.
Руководство предложило пойти работать на бычатник — ухаживать за маленькими бычками на племя в двухмесячный карантинный период. Она боялась… Но бригадир сказал: «Люба, скотина хорошего человека примет». Полюбила она их, ухаживала, как за малыми детьми. А после перешла на большой бычатник, где взрослые быки были… И проработала там 26 лет. Здесь она среди других вырастила племенного быка Мастера, который стал серебряным медалистом на ВДНХ. Любовь и Мастер — любовь и труд.
Не всё гладко в жизни было. Не как сыр в масле каталась. Всё на ней… Получила травму на производстве. Быки уронили её и наступили на пальцы. При падении получила ушиб головного мозга и 2 месяца провела в больнице.
У Любови великое множество грамот за добросовестный труд, она была многократным передовиком производства, ветеран труда. В 1975 году получила от производства свою долгожданную квартиру. Вышла замуж за хорошего человека, родился сын Михаил. Но муж погиб вскорости. И снова она одна и дети.
Отдавая всю себя на работе, находила силы на семью, детей, дачу. Дача была подспорьем в жизни. На даче были свиньи, козы и, значит, молоко для болезненного сына, куры… Она успевала везде, не ходила, а летала, не было возможности присесть. Живая…
В жизни Любови Фёдоровны не было плохих людей. Она говорит: «Мне повезло в жизни…». Люди только хорошие встречались… Были отзывчивые, добрые и уважительные.
Мама Любови, Мария, говорила, что Любу жалко, будет ей по жизни тяжело. Но смогла Люба идти по жизни достойно, её все на станции только Любочка и Любаша называли, и сейчас ничего не изменилось. Боевая, решительная, крепкая, всё держалось на ней. Любовь не привыкла быть в последних, только впереди.
В храме иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино она больше двадцати лет, трудится молитвенно. Сколько паломнических поездок она совершила с приходом, не сосчитать. Говорит, что если не придёт в храм, день потерян. Молитвенное правило дома у неё большое — прихожан много, поминает семьями, всех помнит, по имени-отчеству часто обращается…
Она крепко стоит на земле. Любит людей… Да и её все увидев, сразу обнимают, а в глазах у неё такая радость! Живёт праведник среди нас, не имеет ни зла, ни умысла, только благодарность Богу, людям… Выстояла Люба и стоит, и будет стоять. Потому что знаменосцы — они всегда на своём посту…
Даруй, Господи, рабе Твоей Любови многая и благая лета жизни, Свою помощь и заступление!
Записала Надежда Козлачкова
(41)