Сегодня на Божественной Литургии во время Еваглельских чтений прозвучал отрывок из Евангелие от Луки (Лк., 53 зач., X, 25–37) «Притча о милосердном самарянине:»
10.25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Мф 22, 35. Мк 12, 28.
10.26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
10.27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Лев 19, 18. Втор 6, 5. Мф 22, 37. Мк 12, 29.
10.28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Лев 18, 5.
10.29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
10.30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
10.31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Деян 10, 28.
10.32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
10.33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
10.34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
10.35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
10.36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
10.37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
В своем труде «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» святитель Феофан Затворник (1815-1894г.г.) так пишет об этом эпизоде:
Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк.10:26). Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей – в мыслях, что касается чувств – в чувствах и расположениях, что касается дел – в делах.
Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне (Исх.13:21–22).
Читать Воскресную проповедь о милосердном самарянине митрополита Антония Сурожского.
(70)