Слово в день памяти святой великомученицы Варвары 17 декабря

ВарвараПротоиерей Григорий Дьяченко

Вселенная учит нас познанию Бога

   I. Св. ныне ублажаемая великомученица Варвара родилась в греческой стране от богатаго и славнаго сановника Диоскора, жителя города Илиополя, в то время, когда христиане терпели жестокие гонения от идолопоклонников. Желая уберечь свою дочь от дурного сообщества, отец

поселил ее в уединенной башне своего дома.

Здесь ея взорам представляется прекрасный вид на окрестныя места; восход и заход солнца, появления на небе луны и звезд видны были отсюда во всем своем величии. Удаленная от всяких развлечений, юная Варваря стала присматриваться к природе; скоро она полюбила задумываться над всеми явлениями природы. Пытливый ум ея спрашивал: кто же сотворил все то, что мы видим в мире? Ей еще в юности говорили, что все это производят боги ея отечества, бездушные идолы. Но как могут они что-нибудь сотворить, когда сами они — творение рук человеческих? — так размышляла Варвара и сама собою дошла до мысли, что Творцом вселенной может быть только существо высочайшее, во всем отличное от человека. Так поучаясь, она познала Господа, Творца и Вседержителя, единаго премудраго, всемогущаго и всеблагаго Промыслителя о мире. Скоро сердце отроковицы воспылало такою любовию к Господу, что Варвара только и помышляла о Боге. Когда отец ея (Диоскор) предложил ей выходить замуж, то она решительно отказалась. Диоскор думал, что так говорит его дочь по своей привычке к уединению, и потому решился предоставить ей более свободный образ жизни, окружив ее для развлечения подругами. Но оказалось, что Варвара так укрепилась в мыслях о божественном, что в своих беседах с подругами всегда вела речь о величии Создателя и суетности языческих богов. От некоторых своих подруг — тайных христианок — она в первый раз услышала о Спасителе и Его учении. Ея чистое сердце с полною верою и преданностию приняло весть о спасении людей чрез страдания Христа. Вскоре отец ея уехал в далекую землю, и Варвара получила возможность в подробности узнать учение Христа от одного иерея. Служитель церкви Христовой разъяснил все ея недоумения, преподал ей все нужныя истины христианской веры и совершил над нею св. крещение. Возвращается отец ея Диоскор из дальняго странствования и находит свою дочь изменившеюся во всех словах и поступках. Варвара не разделяла уже более суеверий отца и отвергла идолов: она веровала и прославляла неведомаго Диоскору распятаго И. Христа. Когда Варвара отказалась возвратиться к прежним заблуждениям, то Диоскор предал ее на судилище, где ее подвергли мучительным пыткам. Но страдания за имя Христово не поколебали веры преданной Богу души, а только посрамили изуверство мучителей. Усеченная от руки отца своего мечем, св. Варвара взошла в небесныя обители в сретение небесному Жениху своему — Христу.
ВарвараII. Так созерцание красот видимаго мира привело св. Варвару к познанию Творца мира. Так приводит к тому же созерцание природы и всякаго человека.
След бытия Своего, Своих божественных свойств и присносущной силы Своей отпечатлел Бог ясно на всем творении Своем. Не закрывай только очей ума, и не скашивай их, и будешь видеть. Как на снегу оставленный след ясно показывает, кто проходил, человек или зверь: так ясно отпечатлен след Божий на творении, общий ли сделаешь ему обзор, или вникнешь в каждую тварь особо.
а) Сделайте, возлюбл. бр., сначала общий обзор вселенной. Отдались мысленно от нашей солнечной системы, и смотри, как мчатся вокруг солнца эти огромныя тела, то по одиночке, то со спутниками, бегущими вокруг их; смотри далее, как самое солнце имеет свое движение, — не вокруг ли это своего солнца? и не в сообществе ли со многими подобными себе солнцами? — Смотри: не имеет ли и это общее их солнце само своего же солнца, вокруг коего движется в сонме подобных себе солнцев? и так далее, — пока наконец досмотришься, если только досмотришься, — до единаго общаго всем центральнаго солнца. Стань потом, обозри все это зараз, пробегши мысленно с востока на запад, с севера на юг, с высшей точки до низшей, и увидишь на этом необъятном пространстве, котораго пределов и мысль определить не может, хотя они есть, неисчетныя множеством тела, кои, составя хоры, движутся в разнообразных напраправлениях одни вокруг других, пресекая свои пути, то отвесно, то под углом, идя то рядом, то поперек, то насупротив одно другому, и однакож не мешая друг другу и не возмущая взаимно путей, а движась в стройных сочетаниях и соотношениях. Увидев все это, можешь ли удержаться, чтобы не воззвать с пророком: «дивна дела Твоя, Господи… Исповемся Тебе, яко удивился еси?» (Пс. СХХХѴ40;III. 14). И ангелы не могли удержаться от хвалебных восклицаний Творцу всяческих, когда в первый раз пущена была в ход эта огромнейшая, многосложнейшая, премудро устроенная, неподвижно стоящая и живо движущаяся в себе, машина, как Сам Бог засвидетельствовал о них, говоря у Иова: «егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангелы Мои» (Иов. XXXVIII. 7). Подавляющее впечатление вынес из подобнаго созерцания и св. прор. Давид, исповедав: «Господи, Господь наш! яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. — Яко узрю небеса — дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси, что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его» (Пс. VIII. 2:4)?
После этого слабаго начертания всякий может понять, каким образом ум, помышляя о творениях, не может не узреть приносущной силы Божией так же ясно, как ясно видит кто телесными глазами вещь, пред ним находящуюся. Первое впечатление от созерцания мира есть неотразимое сознание и исповедание безпредельнаго всемогущества Божия, по коему Он столь необъятный мир создал единым словом. и держит его единым хотением Своим, и единым мановением воли Своей ведет его к предназначенному концу.
б) Вникни в творения по частям — и увидишь ясно отпечатленными всюду непостижимую премудрость Божию и благость безпредельную:премудрость в устроении всякаго существа, благость в окружении его всем потребным для благобытия. И нет человека, который бы этого не видал и не исповедывал. Возьми снежинку, возьми цветок, возьми крыло насекомаго, возьми глаз — и стань разбирать, как это все устроено, и не надивишься премудрости этого устроения. Посмотри далее: былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе корнем в земле и листьми в воздухе и живет; маленькое насекомое на листе раждается, на листе и умирает, но тут же оно находит и все потребное для своей жизни; животныя раждаются слабыми детенышами, но матерям их вложена неотразимая забота о них, не дающая им покоя, пока не воспитают детей. Кто окружил твари такою попечительностию? — А о человеке, как много встречает он невидимо откуда исходящей попечительности о себе, что и говорить? — Все сие и подобное не есть ли ясное доказательство безпредельной благости Божией?
Так всюду видимы «невидимая Божия, -» т. е. Его творчество, промысл, правдивый о каждой вещи приговор и домостроительство всякаго рода. Потому «недостойны извинения имеющие столь строгих учителей и не извлекшие никакой пользы из стольких уроков. Ибо и сие присовокупил апостол: «во еже быти им безответным!» Ибо едва не вопиют самыя дела, что такие не имеют никакого оправдания к освобождению от угрожающих им зол» (Феод.).
Бог окружил людей таким множеством свидетельств о Себе для того, чтоб они не могли не познать Его и не разуметь. Если после сего оказываются люди, не разумеющие Его, кто виноват? Никто, как сами, Бог все сделал для сего; не уразумели по собственной вине, и в оправдание себя ничего представить не могут.
III. Брат-христианин! чаще размышляй о величии Божием, более старайся утвердить в себе благоговение к правителю вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо светлыми звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь, преклонись пред величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. Взирая на величие и красоту творений, возносись мыслию своею к великому, премудрому и всеблагому Творцу их, повергайся пред Ним в благоговейном умилении и прославляй Его. Помышляя же о величии Господа, страшись оскорбить Его недостойными делами.

Составлено священником Григорием Дьяченко по сочинениям епископа Феофана и другим источникам.
О даре св. великомученицы избавлять притекающих к ней с молитвами от внезапной смерти.
Великомученица Варвара  I. Св. великомученица Варвара, память коей совершается ныне, идя на смерть, молилась Богу о том, чтобы Он избавлял от внезапной смерти тех, которые будут вспоминать ее и ея страдания, и был голос с неба, обещавший исполнить прошение мученицы. Сам отец Варвары — язычник Диоскор — отсек главу св. дочери своей. Мощи св. великомученицы с XI века хранятся в Киеве и почивают в Киево-михайловском монастыре, куда оне перенесены из Царьграда.
II. а) Дарование св. великомученицы Варвары, данное ей свыше пред смертию, избавлять от внезапной смерти, весьма многоценно, ибо что нужнее для каждаго из нас, как отойти из этой жизни совершенно приготовленными к жизни новой, ожидающей нас за гробом? Отойти, то есть, очистившись благодатию Божиею от всех вольных и невольных грехопадений — принесши в них истинное покаяние? — Но многие пред исходом из сего мира не успевают даже помыслить о своих грехах и возвести покаяннаго взора на небо; отходят по сему самому пред небеснаго Судию со всеми нечистотами земной жизни, в таком состоянии, в каком они не посмели бы явиться пред земного начальника. Посему возможность быть защищенным от внезапной смерти принадлежит к числу самых желанных возможностей для каждаго, кто только хотя мало дорожит спасением бедной души своей.
б) Но где достать этой драгоценной возможности? — Кто в состоянии остановить руку ангела смерти, над нами подъятую? Без сомнения, не земные врачи, а един Тот Врач душ и телес, у Коего «не изнеможет всяк глагол» (Лук. 1:37), Который, как один дает всем жизнь и дыхание (Деян. 17:25), так один может и продлить их, когда и сколько Ему угодно. Посему св. церковь, при каждом богослужении, между большим числом, необходимых для каждаго из нас, прошений, помещает прошение о кончине безболезненной, непостыдной и мирной.
Прошение крайне утешительно! Но собственное недостоинство не позволяет многим быть уверенными, что сила сего прошения воздействует и над ними. По немощи веры нашей, желалось бы иметь у престола Божия какого либо ближайшаго к нам споручника и ходатая, который бы, так сказать, взял на свои руки жизнь нашу, обязался защитить нас от всякаго вида внезапной смерти.
И вот такого-то споручника жизни и смерти нашей, по благости Божией, каждый из нас может иметь в лице ныне прославляемой нами великомученицы. Претерпев за возлюбленнаго Жениха своего все роды мучений самых лютых, пред самым концем жизни своей, она имела все право просить у Него многих и разных даров: но просила единаго дара — спасения от внезапной смерти всякаго, о том ея просящаго.
в) Что побудило великомученицу к такому прошению? Побудила, без сомнения, пламенная любовь ея к бедствующему человечеству, для коего, как мы видели, ничто так не нужно, и вместе ничто так иногда не трудно, как иметь пред смертию достаточное время для покаяния. А ближайшим образом к подобному прошению могло расположить великомученицу воспоминание о собственной некогда опасности от наглой смерти. Известно, когда угрожала ей эта опасность: тогда, как безчеловечный отец ея, выслушав от ней над банною купелию исповедание св. Троицы, вдруг устремился на нее с мечем. Великомученица спасалась от сего меча сначала бегством, а потом чудесным сокрытием в каменной скале. Что не от простого страха смерти происходило это бегство, доказательством сего то непоколебимое мужество, с коим она перенесла потом множество самых лютых мучений. Почему же уклонилась она от меча? — Потому, без сомнения, что эта смерть была преждевременная, и воспрепятствовала бы совершить ей все то, что она совершала потом во славу возлюбленнаго Жениха своего. И вот, теперь идя с радостию под тот меч, от коего прежде убегала со страхом, св. великомученица воспоминает прежнее положение свое, чувствует, какая великая разность изыти из сего мира с полным приуготовлением, и быть восхищену туда внезапно; — и от полноты веры в силу небеснаго Жениха своего, от избытка любви к человечеству, дерзаегь просить у Него дара оказывать ту же драгоценную милость другим, какою воспользовалась некогда сама.
г) Услышано ли это прошение св. великомученицы? — Услышано, ибо Сам Господь милосердия и щедрот говорит: «вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете, и будет вам» (Мар. 11, 24); а в ком сильнее могла быть вера, как не в св. великомученице, и когда, как не в последний час ея под мечем? — Услышано; ибо сама св. церковь, от древних времен доныне, постоянно усвояет ей дар спасать от внезапной смерти; а кто может лучше и вернее ценить дарования чудесныя, как не св. церковь, которая сама есть хранительница и раздаятельница дарований благодатныхь? — «Но есть ли, спросит кто либо, опытныя доказательства на сие?» — Есть, возлюбленный, и в таком числе, что самое множество их не позволяет нам разсказать теперь их подробно. Кто желает знать об этом, тому стоит только разгнуть жизнеописание св. великомученицы, при коем помещаются сказания о дивных опытах ея защиты от внезапной смерти. — Но зачем доказательства из мертвых книг? Обратимся к живым, непререкаемым свидетелям, обратимся ко всему граду Киеву, в коем покоятся нетленныя мощи св. великомученицы. Кто не знает, что губительная язва, в разных видах, не раз вторгалась в этот город наш и производила в нем величайшия опустошения? Но св. обитель, в коей почивают мощи великомученицы, всегда оставалась целою и невредимою, без всяких особенных средств к защите. Что это, как не всенародный опыт чудеснаго заступления свыше?
III. После этого нам остается только пользоваться с верою и любовию драгоценным даром великомученицы спасать от внезапной смерти.
Как пользоваться? — Так ли, чтобы в надежде на чудесную защиту ея не брать никаких мер предосторожности, нерадеть о своем здоровьи, позволять себе все, что сокращает жизнь и губит наши силы? Нет; это значило бы искушать силу Божию, поставлять св. великомученицу в необходимость благоприятствовать невоздержной и порочной жизни. Так ли, чтобы по надежде на чудесное спасение от внезапной смерти отлагать со дня на день свое приготовление к смерти, жить, не думая о конце жизни, и о том отчете, который ожидает всех нас за гробом? — Нет, это значило бы явно итти вопреки своему спасению, злоупотреблять помощию св. Божиих человеков, заставлять великомученицу благоприятствовать нераскаянности во грехах. Все таковые не имеют никакого права на ея помощь. «В противном случае», — скажет кто либо, — «зачем и стужать своими прошениями великомученице?» Затем, что при всем нашем воздержании, все еще может быть множество непредвидимых и неотвратимых случаев, в коих жизнь наша может подвергнуться смертной опасности. О предохранении от этих-то опасностей мы должны молить великомученицу, — и она, без сомнения, предохранит или избавит нас от них, коль скоро мы будем молить ее о том с верою и любовию, молить для того, чтобы спасаемые ею от смерти временной, телесной, могли, чрез покаяние, спасти себя от смерти духовной и вечной. Аминь.
Составлено с некоторыми  дополнениями по проповеди Иннокентия, архиепископа херсонского., т. II, изд. Вольфа
Источник: https://azbyka.ru
Главы из книги Священника Григория Дьяченко «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и другим священным событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). 
Варвара

(124)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *