Прощеное Воскресение. Чин прощения

Мы вплот­ную при­бли­зи­лись к Ве­ли­ко­му по­сту. Хри­сто­ва Цер­ковь ста­вит нас пе­ред осмыс­ле­ни­ем Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. От­не­стись к это­му мы долж­ны се­рьёз­но, вдум­чи­во, от­вет­ствен­но. Пост пред­ва­ря­ет­ся Про­щё­ным вос­кре­се­ньем, чтобы мы про­сти­ли ближ­ним все со­гре­ше­ния про­тив нас. Это усло­вие аб­со­лют­но необ­хо­ди­мо для стя­жа­ния чи­сто­ты серд­ца — за­да­чи, ко­то­рую мы бу­дем ре­шать в пе­ри­од про­хож­де­ния пост­ни­че­ско­го по­при­ща. Мож­но, ко­неч­но, упро­стить чин про­ще­ния и све­сти его к чи­стой тра­ди­ции, пе­ре­няв при этом, по­ло­жим, обы­чай от­цов-пу­стын­ни­ков, ко­то­рые на вре­мя Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы ухо­ди­ли из мо­на­сты­рей в Си­най­скую, Еги­пет­скую и дру­гие пу­сты­ни. Рас­ста­ва­ясь с оби­те­лью, они про­ща­лись друг с дру­гом и тут-то вза­им­но ис­пра­ши­ва­ли про­ще­ние. Это, ко­неч­но, убе­ди­тель­ный при­мер для под­ра­жа­ния, но ес­ли мы вос­при­мем его толь­ко как обы­чай, то прой­дём ми­мо ве­ро­учи­тель­ной зна­чи­мо­сти упо­мя­ну­то­го де­я­ния от­шель­ни­ков. Суть Бо­жи­его за­мыс­ла в во­про­се остав­ле­ния гре­хов вы­ра­же­на в сло­вах Спа­си­те­ля Хри­ста, по­ста­вив­ше­го Своё про­ще­ние в при­чин­ную за­ви­си­мость от на­ше­го про­ще­ния друг дру­га: Ибо ес­ли вы бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный, а ес­ли не бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам со­гре­ше­ний ва­ших (Мф 6:14). Это вы­ра­же­но Спа­си­те­лем столь ка­те­го­рич­но, что апо­стол люб­ви Иоанн Бо­го­слов до­но­сит нам смысл этих Хри­сто­вых слов в та­ких вы­ра­же­ни­ях: Кто го­во­рит: “я люб­лю Бо­га”, а бра­та сво­е­го нена­ви­дит, тот лжец: ибо не лю­бя­щий бра­та сво­е­го, ко­то­ро­го ви­дит, как мо­жет любить Бога, Ко­то­ро­го не ви­дит? (1 Ин 4:20). Этот-то ра­ди­ка­лизм и по­став­лен Хри­стом Спа­си­те­лем как усло­вие про­ще­ния на­ших гре­хов, а зна­чит — на­ше­го при­бли­же­ния к Бо­гу. Обу­слов­ле­но это вот чем.

Сво­им во­пло­ще­ни­ем Хри­стос Спа­си­тель по­ста­вил Своё Бо­же­ство в осо­бую бли­зость с вос­при­ня­той Им че­ло­ве­че­ской при­ро­дой. А через че­ло­ве­че­ство Своё Он со­еди­нил Се­бя со всем че­ло­ве­че­ством. Он со­че­тал лю­дей в та­кое един­ство, что мог ска­зать: И кто при­мет од­но та­кое ди­тя во имя Мое, тот Ме­ня при­ни­ма­ет (Мф 18:5). В пол­ном со­от­вет­ствии с этим и к че­ло­ве­ку предъ­яв­ля­ют­ся Бо­жии тре­бо­ва­ния. Не про­сто­го по­ви­но­ве­ния от че­ло­ве­ка ожи­да­ет Бог; Бо­жии по­ве­ле­ния и ре­ак­цию на них тре­пе­щу­ще­го тво­ре­ния зна­ло и вет­хо­за­вет­ное че­ло­ве­че­ство. Нам же Хри­стос про­сти­ра­ет со Кре­ста Свои объ­я­тия и взы­ва­ет: Че­ло­ве­че, даж­дь­ми серд­це. И Бог ожи­да­ет от нас не про­сто воз­дер­жа­ния от гре­хов; Он ждёт от че­ло­ве­ка аб­со­лют­ной свя­то­сти: Будь­те свя­ты, по­то­му что Я свят (1 Пет 1:16). По­то­му мы ныне долж­ны бу­дем в чине про­ще­ния при­ми­рить­ся с ближ­ни­ми не тра­ди­ции ра­ди, — мы от все­го серд­ца про­стим все их со­гре­ше­ния, спол­на рас­кро­ем всем и каж­до­му своё серд­це. Этим мы рас­кро­ем его и Бо­гу сво­е­му.

Пе­ред та­кой ду­хо­нос­ной за­да­чей мы ныне по­став­ле­ны. По­се­му при­дём се­го­дня ве­че­ром во свя­той храм с пол­ной рас­кры­то­стью серд­ца, с го­тов­но­стью об­нять ближ­не­го. При­мем его, как Са­мо­го Гос­по­да, от­пу­стим спол­на и каж­до­му со­гре­ше­ния про­тив нас. То­гда и Хри­стос от­пу­стит нам со­гре­ше­ния на­ши и со­де­ла­ет нас жи­вы­ми чле­на­ми Церк­ви — Сво­е­го Цар­ства.

Чин про­ще­ния

До­ро­гие бра­тья и сёст­ры о Хри­сте. Мы со­бра­лись ныне в хра­ме для то­го, чтобы встать пе­ред Ли­цом Бо­га Жи­ва­го. Да осе­нит Он нас Сво­им бла­го­сло­ве­ни­ем, дабы рас­кры­лись серд­ца на­ши и ста­ли так про­стран­ны, чтобы вме­стил­ся в них небе­са­ми Невме­сти­мый Бог. Это Он да­ру­ет нам воз­мож­ность рас­крыть объ­я­тия и вы­ра­зить своё бла­го­во­ле­ние на­шим ближ­ним, ис­пра­ши­вая про­ще­ние у каж­до­го. Это, как мы зна­ем, непре­мен­ное усло­вие для очи­ще­ния на­ше­го серд­ца и для из­ме­не­ния ума. Цель на­шей жиз­ни — лю­бо­вью со­че­тать­ся со Хри­стом. Но нель­зя лю­бить Бо­га и при этом нена­ви­деть бра­та сво­е­го. Для то­го-то и да­ру­ет нам Хри­сто­ва Цер­ковь чин про­ще­ния, дабы мы со все­ми бы­ли при­ми­ре­ны.

При­па­дём же к сто­пам Спа­си­те­ля на­ше­го, по­про­сим Его, чтобы Он да­ро­вал нам бла­го­го­вей­ное и тре­пет­ное от­но­ше­ние к ближ­не­му, чтобы вся­кий встреч­ный, как это пе­ре­жи­ва­ет­ся хри­сти­ан­ски­ми по­движ­ни­ка­ми, пред­стал нам бо­гом по­сле Бо­га. И ис­пра­ши­ва­ем это­го да­ра у Бо­га мы не по сво­им за­слу­гам, а ис­клю­чи­тель­но по Его бла­го­сти.

Дерз­ки, гру­бы, же­сто­ки бы­ва­ли мы к ближ­ним, а са­ми в то же вре­мя хо­те­ли бы, чтобы ближ­ние от­но­си­лись к нам с пре­ду­пре­ди­тель­но­стью, с чи­сто­сер­де­чи­ем, с неж­но­стью. По­ло­жим же и мы эти на­ча­ла в ос­но­ву на­ших от­но­ше­ний к ближ­ним. Чи­сто­сер­деч­но, ис­крен­но, от все­го лю­бя­ще­го серд­ца ис­про­сим у каж­до­го про­ще­ния, чтобы и на нас из­лил Гос­подь Своё бла­го­во­ле­ние и про­стил нам со­гре­ше­ния на­ши.

Про­шу и я вас, чест­ные от­цы, и вас, до­ро­гие бра­тья и сёст­ры о Хри­сте, про­стить ме­ня. Знаю, как по­ви­нен я пе­ред ва­ми. Бы­вал и ре­зок, об­ру­ши­вал­ся гнев­ным сло­вом — и это то­гда, ко­гда нуж­но бы­ло всё по­крыть лю­бо­вью. За все это, Хри­ста ра­ди, про­сти­те ме­ня. Про­сти­те и за то, что спол­на не вы­пол­нил сво­е­го при­зва­ния: дол­жен был днём и но­чью в мо­лит­вен­ном бде­нии пред­ста­тель­ство­вать за каж­до­го из вас, но по немо­щи, по ле­ни я это­го не ис­пол­нил. Дол­жен был бы не толь­ко внеш­ним бла­го­ле­пи­ем обла­го­ро­дить Бо­жий храм: над­ле­жа­ло мне ещё до­пол­нить это та­ким го­ре­ни­ем серд­ца, от ко­то­ро­го смог­ли бы воз­жечь­ся и ва­ши серд­ца, дабы и каж­дый из вас со­де­ло­вал бы своё спа­се­ние пла­ме­не­ю­щей лю­бо­вью друг ко дру­гу и во­шёл бы жи­вым чле­ном в Бо­жию Цер­ковь — ми­сти­че­ское Хри­сто­во Те­ло. Но здесь я ма­ло в чём успел. По­се­му вы, чест­ные от­цы, и Вы, до­ро­гие пев­чие, и вы, воз­люб­лен­ные бра­тья и сёст­ры о Хри­сте, про­яви­те ко мне своё бла­го­во­ле­ние, про­сти­те всё, чем я со­гре­шил пе­ред ва­ми — де­лом, сло­вом, по­мыш­ле­ни­ем.

Ис­пра­ши­ваю и для вас Бо­жи­ей ми­ло­сти, дабы Бог Сво­ею бла­го­да­тью и че­ло­ве­ко­лю­би­ем, Сво­им ми­ло­сер­ди­ем и бла­го­стию, бла­го­во­ле­ни­ем и лю­бо­вью бла­го­сло­вил каж­до­го из вас. Да про­явит Он ми­лость Свою к каж­до­му из вас, да все­лит в серд­ца ва­ши небес­ный свет и ра­дость! Да нис­по­шлёт Он и Свою бла­го­дат­ную по­мощь, дабы всем нам во Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу так со­вер­шить очи­ще­ние душ и те­лес, чтобы гря­ду­щая Пас­ха Хри­сто­ва встре­че­на бы­ла на­ми не как ка­лен­дар­ный празд­ник, а пе­ре­жи­ва­лась бы в ли­ко­ва­нии, ра­до­сти, как но­вая жизнь во Хри­сте.

Протоиерей Владимир Тимаков.

Альманах “Альфа и Омега”, № 52, 2008

истончик: https://azbyka.ru

Дорогие братья и сестры! В храме иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине Чин прощения будет совершен в Воскресенье 26 февраля утром, после Божественной Литургии.

(100)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *