22 июня — память святого праведного Алексия Московского (Мечёва)

Го­род­ской ста­рец — так на­зы­ва­ли совре­мен­ни­ки от­ца Алек­сия Ме­че­ва, на­сто­я­те­ля хра­ма Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Клен­ни­ках. Во вре­ме­на оску­де­ния ве­ры и на­ча­ла го­не­ний, ко­гда пу­сте­ли хра­мы, в Москве рож­да­ет­ся при­ход­ская об­щи­на, по­хо­жая на пер­воап­о­столь­ские. Со всех кон­цов, пеш­ком по встав­шей в ре­во­лю­ци­он­ном транс­порт­ном кол­лап­се Москве, при­хо­жане спе­ши­ли в храм до и по­сле ра­бо­ты: на служ­бу, на ис­по­ведь, за со­ве­том, на кур­сы, на лек­ции, на по­слу­ша­ния. Ре­во­лю­ция ли, вой­на, го­не­ния или про­чие ка­та­клиз­мы, за­вет от­ца Алек­сия был один: де­лать свое де­ло, ис­пол­няя за­по­ве­ди о люб­ви к Бо­гу и ближ­не­му. И Бог Сам раз­бе­рет­ся с ка­та­клиз­ма­ми.

На­сто­я­щий

По­сле на­зна­че­ния мо­ло­до­го иерея Алек­сия Ме­че­ва 19 мар­та 1893 го­да в при­ход Ни­ко­лы в Клен­ни­ках он еже­днев­но в те­че­ние вось­ми лет слу­жил в пу­стом хра­ме. Это вы­зы­ва­ло недо­уме­ние и на­смеш­ки, но отец Алек­сий про­дол­жал мо­лить­ся. Поз­же на во­прос, как устро­ить при­ход, он от­ве­чал: «Мо­ли­тесь».

Ко вре­ме­ни на­зна­че­ния в Клен­ни­ки у от­ца Алек­сия бы­ло чет­ве­ро де­тей. Брак его был счаст­ли­вым, и кон­чи­на ма­туш­ки Ан­ны в 1902 го­ду ста­ла для него го­рем. «Для ме­ня по­мерк весь свет. За­пер­ся я у се­бя в ком­на­те, не хо­тел вы­хо­дить к лю­дям, из­ли­вал свою скорбь пе­ред Гос­по­дом», — вспо­ми­нал он. При­хо­жане ма­ро­сей­ско­го хра­ма, ку­пе­че­ская се­мья Бе­ло­вых, устро­и­ли встре­чу свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го с ов­до­вев­шим от­цом Алек­си­ем.

«Вы при­шли раз­де­лить со мной мое го­ре?» — спро­сил отец Алек­сий ве­ли­ко­го пас­ты­ря. «Не го­ре я при­шел раз­де­лить, а ра­дость; те­бя по­се­ща­ет Гос­подь! Оставь свое го­ре и вый­ди к лю­дям… — от­ве­тил отец Иоанн… — Будь с на­ро­дом, вой­ди в его го­ре, возь­ми его на се­бя, и то­гда уви­дишь, что твое несча­стье ма­ло, и те­бе станет лег­че».

«По­слу­шал­ся я слов от­ца Иоан­на», — го­во­рил ба­тюш­ка, и с тех пор уте­ше­ние че­ло­ве­ка, раз­де­ле­ние его бо­ли ста­но­вит­ся пер­вой пас­тыр­ской за­бо­той и за­ве­том от­ца Алек­сия сво­им ду­хов­ным ча­дам-свя­щен­ни­кам: «Пас­тырь дол­жен раз­гру­жать чу­жую боль и го­ре». Отец Алек­сий не на­чи­нал с пра­вил, усло­вий и тре­бо­ва­ний к че­ло­ве­ку, ко­то­рый толь­ко при­шел в храм. Пер­вое, что он де­лал, — вы­слу­ши­вал и со­стра­дал.

Его от­ли­ча­ло уди­ви­тель­ное сми­ре­ние пе­ред про­мыс­лом Бо­жи­им о каж­дом че­ло­ве­ке: он пы­тал­ся уви­деть, что Бог о че­ло­ве­ке за­мыс­лил, что Бог хо­чет от это­го че­ло­ве­ка? Для ба­тюш­ки, как для Са­мо­го Спа­си­те­ля, не бы­ло от­вер­жен­ных лю­дей. Каж­дый ему был це­нен и до­рог. По­это­му и шли лю­ди, рос его при­ход, в то вре­мя ко­гда мно­гие церк­ви пу­сте­ли.

В вос­по­ми­на­ни­ях о ху­дож­ни­ке Ро­бер­те Фаль­ке рас­ска­зы­ва­ет­ся, как он, некре­ще­ный, в тя­же­лой де­прес­сии, при­шел к от­цу Алек­сию — кто-то из зна­ко­мых ска­зал: схо­ди­те к свя­щен­ни­ку, он хо­ро­ший, неда­ле­ко от вас слу­жит. Фальк при­шел, и отец Алек­сий ни­че­го не стал ему го­во­рить о Хри­сте, про­сто пил с ним чай и спра­ши­вал: как у вас де­ла и т. д. И Фальк по­сле спро­сил: мож­но я к вам еще при­ду? По­то­му что по­чув­ство­вал, что ему про­сто по-че­ло­ве­че­ски хо­ро­шо. Ведь что для лю­дей — че­ло­век свя­той? Тот, кто бли­же к Бо­гу, ко­то­ро­го Бог слы­шит. Лю­ди чув­ство­ва­ли, что отец Алек­сий бли­зок к Бо­гу. И Фальк по­чув­ство­вал, что ему, как по­сле по­се­ще­ния хо­ро­ше­го вра­ча, ста­ло лег­че. А по­том кре­стил­ся с име­нем Ро­ман.
Ху­дож­ник Ми­ха­ил Несте­ров, при­дя на служ­бу в храм на Ма­ро­сей­ке, ска­зал об от­це Алек­сии: «На­сто­я­щий он, под­лин­ный…» Вот что тро­га­ло лю­дей — ис­крен­ность, вот что лю­ди ис­ка­ли — под­лин­но­го свя­щен­ни­ка, на­сто­я­ще­го.

Ко­неч­но, у от­ца Алек­сия бы­ли ис­клю­чи­тель­ные ду­хов­ные да­ро­ва­ния, ко­то­рые он по­сто­ян­но при­умно­жал. О се­бе он го­во­рил: «Гос­подь мне дал дет­скую ве­ру». Ве­ли­кую ве­ру и лю­бя­щее серд­це. Каж­до­му при­хо­дя­ще­му к нему ка­за­лось, что отец Алек­сий лю­бит его боль­ше всех. Та­кую лю­бовь ба­тюш­ка стя­жал мо­лит­вой. Пер­вое, что он де­лал, ко­гда к нему при­хо­дил че­ло­век, — на­чи­нал с ним мо­лить­ся, и мо­лил­ся за­ча­стую со сле­за­ми. И эта лю­бовь, ве­ра, до­ве­рие Бо­гу пе­ре­да­ва­лись через него дру­гим. Всем хо­те­лось со­греть­ся в его люб­ви.

Смыс­лом пас­тыр­ско­го слу­же­ния ба­тюш­ки бы­ло при­бли­же­ние лю­дей к Бо­гу, их ду­хов­ное воз­рас­та­ние. Уте­шен­ный и со­гре­тый лю­бо­вью че­ло­век лег­че вос­при­ни­ма­ет на­став­ле­ние, ру­ко­вод­ство. Сам на­учен­ный от­цом Иоан­ном Крон­штадт­ским ид­ти к лю­дям, отец Алек­сий при­зы­вал и ду­хов­ных чад учить­ся раз­де­лять стра­да­ния и ра­дость дру­гих.

Без огра­ды

Уме­ние жить, слу­жить и мо­лить­ся как бы вне го­род­ских усло­вий, су­е­ты и шу­ма по­ра­жа­ло мно­гих. На са­мом бой­ком ме­сте сто­ит храм. Да­же огра­ды нет меж­ду цер­ко­вью и ули­цей. В ми­ру, что на юру, при ак­тив­ной при­ход­ской де­я­тель­но­сти, мно­го­люд­стве, в хра­ме Ни­ко­лы в Клен­ни­ках со­хра­ня­лась ис­клю­чи­тель­но мо­лит­вен­ная, по­чти скит­ская ат­мо­сфе­ра. «И ско­ром­ным мас­лом нес­ло из кух­ни, и те­ле­фон зво­нил без умол­ку, и га­зет­ные из­ве­стия ме­ша­ли мо­лить­ся, и уеди­нен­ное вни­ма­ние се­бе пре­ры­ва­лось сту­ка­ми в дверь бес­тол­ко­вой Ан­ны Ива­нов­ны, тре­бо­вав­шей немед­лен­но­го мо­леб­на “за за­блуд­ше­го ра­ба Ива­на”, и на пи­а­ни­но ра­зу­чи­ва­ли вальс за сте­ной, и лам­па­да не теп­ли­лась, и ав­то­мо­би­ли вы­ли и ора­ли под до­мом — и все-та­ки, несмот­ря на все, незри­мый по­двиг со­вер­шал­ся бес­пре­рыв­но и мо­лит­ва воз­но­си­лась к Бо­гу. И лю­бовь оду­хо­тво­ря­ла каж­дое дви­же­ние ру­ки и сло­во язы­ка, и ра­дость си­я­ла на ли­це, и лю­бовь, и мир, и ра­дость о Ду­хе Свя­те», — пи­сал в вос­по­ми­на­ни­ях об от­це Алек­сии один из со­слу­жив­ших ему свя­щен­ни­ков, отец Сер­гий Ду­ры­лин.

А мир во­круг ста­но­вит­ся все враж­деб­нее. 1905 год. Де­мон­стра­ции. Ло­зун­ги за ок­ном хра­ма: до­лой, до­лой, до­лой… За­хо­дит груп­па сту­ден­тов бить свя­щен­ни­ка. Отец Алек­сий встре­ча­ет их улыб­кой и сло­ва­ми: «Как хо­ро­шо, что мо­ло­дежь при­шла в храм по­мо­лить­ся Бо­гу». Сту­ден­ты рас­те­ря­ны, ви­но­ва­то улы­ба­ют­ся. Что из­ме­ни­ло их на­строй? Отец Алек­сий уга­сил их нена­висть сво­ей лю­бо­вью.

Ма­лое доб­ро­де­ла­ние

Отец Алек­сий на­став­лял при­хо­дя­щих к нему не ду­мать о судь­бах ми­ра, не бе­жать «спа­сать Рос­сию». Он при­зы­вал за­ни­мать­ся устро­е­ни­ем сво­ей ду­ши. Стя­жи мир, очи­сти ду­шу от стра­стей, и Гос­подь устро­ит твой жиз­нен­ный путь. В лю­бой эпо­хе, в лю­бой стране, с лю­бым окру­же­ни­ем, при лю­бых усло­ви­ях.

Ба­тюш­ка учил лю­дей так на­зы­ва­е­мо­му «ма­ло­му доб­ро­де­ла­нию», пред­ла­гая не ве­ли­кие по­дви­ги, а са­мое про­стое: не зло­словь сво­их близ­ких, сдер­жи рез­кое сло­во. Будь ве­рен в ма­лом, и по­сте­пен­но это ма­лое станет ве­ли­ким. Из­ме­няй се­бя, и через это из­ме­не­ние про­изой­дет об­лег­че­ние жиз­ни ближ­не­го — ведь ес­ли ты бо­решь­ся со сво­и­ми стра­стя­ми, тем, кто ря­дом с то­бою, лег­че жить.

От­цу Алек­сию бы­ли близ­ки сло­ва Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на: «Рус­ский че­ло­век хо­ро­шо уме­ет уми­рать. Нуж­но на­учить его, как жить». И отец Алек­сий учил, как жить в то вре­мя и в тех об­сто­я­тель­ствах, ко­то­рые по­сы­ла­ет Бог. Он по­ни­мал, что идет вре­мя ис­пы­та­ний, и учил не пря­тать­ся от них. Это важ­но пом­нить и нам, жи­ву­щим се­го­дня.

Как со­хра­нить ве­ру?

Пред­чув­ствуя свой уход, еще при жиз­ни отец Алек­сий пе­ре­дал паст­ву сво­е­му сы­ну, от­цу Сер­гию. По­сле кон­чи­ны от­ца Алек­сия 22 июня 1923 го­да, по бла­го­сло­ве­нию оп­тин­ских стар­цев про­то­и­е­рей Сер­гий Ме­чев ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем хра­ма Ни­ко­лы в Клен­ни­ках.

К се­ре­дине 1920-х го­дов об­ста­нов­ка в Рос­сии ослож­ни­лась. Сто­ял во­прос: как со­хра­нить ве­ру? Как хри­сти­а­ни­ну жить во вре­мя го­не­ний? И этот во­прос на­до бы­ло ре­шать ма­ро­сей­ской об­щине уже без от­ца Алек­сия.

Отец Сер­гий про­дол­жил де­ло сво­е­го от­ца. Ма­ро­сей­ская об­щи­на, ос­но­ван­ная от­цом. Алек­си­ем и по­лу­чив­шая бла­го­сло­ве­ние Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, при на­сто­я­тель­стве от­ца Сер­гия Ме­че­ва укре­пи­лась и спло­ти­лась пе­ред ли­цом гря­ду­щих ис­пы­та­ний.

Об­щи­на раз­де­ля­лась на неболь­шие груп­пы, в ко­то­рых под ру­ко­вод­ством опыт­ных ми­рян изу­ча­лось Свя­щен­ное Пи­са­ние, тво­ре­ния свя­тых от­цов Церк­ви, ико­но­пись. Это поз­во­ля­ло ве­ру­ю­щим в тя­же­лое вре­мя чув­ство­вать свое еди­не­ние, по­мо­гать друг дру­гу.

Ко­гда в 1929 го­ду от­ца Сер­гия аре­сто­ва­ли, а в 1932 го­ду за­кры­ли храм, об­щи­на не рас­па­лась. Про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся тай­ные бо­го­слу­же­ния близ­ки­ми к о. Алек­сию и о. Сер­гию свя­щен­ни­ка­ми. Из ду­хов­ных чад от­ца Алек­сия во вре­ме­на го­не­ний 14 че­ло­век бы­ли ру­ко­по­ло­же­ны во иереи. Став свя­щен­ни­ка­ми в го­ды го­не­ний, эти лю­ди, по вы­ра­же­нию свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го, «по­же­ла­ли Иису­са не ра­ди хле­ба ку­са», по су­ти под­пи­сав се­бе при­го­вор.

Отец Сер­гий Ме­чев был рас­стре­лян в 1942 го­ду. В тюрь­ме он мо­лил­ся, чтобы аре­сто­ван­ные по его де­лу лю­ди оста­лись жи­вы, и дей­стви­тель­но, не по­гиб ни один.

На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 20 ав­гу­ста 2000 го­да про­то­и­е­рей Алек­сий Ме­чев и про­то­и­е­рей Сер­гий Ме­чев при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых: отец Алек­сий в чине пра­вед­ных, отец Сер­гий — как свя­щен­но­му­че­ник.

В этот день, 20 ав­гу­ста, наш храм празд­ну­ет день двой­ной па­мя­ти сво­их свя­тых — свя­то­го пра­вед­но­го Алек­сия и свя­щен­но­му­че­ни­ка Сер­гия Ме­че­вых.

Веч­ный на­сто­я­тель

Храм Ни­ко­лы в Клен­ни­ках был воз­вра­щен Церк­ви в 1990 го­ду. В 2001 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II бы­ла со­зда­на ко­мис­сия по об­ре­те­нию мо­щей свя­то­го пра­вед­но­го Алек­сия на клад­би­ще «Вве­ден­ские го­ры» (Немец­кое). 29 сен­тяб­ря 2001 го­да мно­го­ты­сяч­ным крест­ным хо­дом мо­щи св. прав. Алек­сия бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в храм Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Клен­ни­ках. В этом го­ду мы празд­ну­ем де­ся­ти­ле­тие пе­ре­не­се­ния свя­тых мо­щей.

Глав­ную свя­ты­ню хра­ма Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Клен­ни­ках, по­чи­та­е­мую еще св. прав. Алек­си­ем и сщ­мч. Сер­ги­ем, Фе­о­до­ров­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, со­хра­ни­ла ду­хов­ная дочь о. Алек­сия М. Н. Со­ко­ло­ва (мо­на­хи­ня Иули­а­ния; +1981), из­вест­ный ико­но­пи­сец. И се­го­дня пе­ред Фе­о­до­ров­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, как при ба­тюш­ке Алек­сии, еже­не­дель­но по сре­дам в 17.00 в хра­ме слу­жат мо­ле­бен.

Две до­че­ри сщ­мч. Сер­гия, Ири­на (+2006) и Ели­за­ве­та (+1996), ко­гда храм вновь от­кры­ли, ста­ли его при­хо­жан­ка­ми; при­ни­ма­ли они и непо­сред­ствен­ное уча­стие в его воз­рож­де­нии. Вну­ки и пра­вну­ки свя­то­го пра­вед­но­го Алек­сия здрав­ству­ют и до­ныне.

Вос­ста­нов­ле­ние хра­ма Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Клен­ни­ках с 1990 го­да воз­глав­лял про­то­и­е­рей Алек­сандр Ку­ли­ков (1933-2009), став­ший на­сто­я­те­лем сра­зу по­сле воз­вра­ще­ния хра­ма Церк­ви. Это на­сто­я­тель­ство бу­ду­ще­му от­цу Алек­сан­дру в 1950-х го­дах пред­рек один из свя­щен­ни­ков ма­ро­сей­ской об­щи­ны, ар­хи­манд­рит Бо­рис (Хол­чев). Вме­сте с о. Сер­ги­ем отец Бо­рис был аре­сто­ван, по­ме­щен в ла­герь, за­тем жил в за­тво­ре, в 1948 го­ду вы­шел на от­кры­тое слу­же­ние Церк­ви. Слу­жил о. Бо­рис в Сред­ней Азии. Был ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем чле­нов ме­чев­ской об­щи­ны. У него хра­нил­ся ан­ти­минс хра­ма Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Клен­ни­ках.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр при­вел в храм ху­дож­ни­ков, ре­став­ра­то­ров, ико­но­пис­цев, сам ру­ко­во­дил мно­ги­ми ра­бо­та­ми, но сми­рен­но го­во­рил так: «Отец Алек­сий здесь — веч­ный на­сто­я­тель, а я его толь­ко на­мест­ник».

Ни од­но важ­ное де­ло и се­го­дня не на­чи­на­ет­ся без мо­литв у мо­щей свя­то­го пра­вед­но­го Алек­сия. И ба­тюш­ка все­гда слы­шит. У нас в хра­ме есть свой жур­нал по­мо­щи по мо­лит­вам св. прав. Алек­сия — из­вест­ны слу­чаи ис­це­ле­ния в очень тя­же­лых за­боле­ва­ни­ях, по­мо­щи в труд­ных об­сто­я­тель­ствах.

Отец Алек­сий при жиз­ни сто­ро­нил­ся че­ло­ве­че­ской сла­вы, лю­бил ти­ши­ну. И по­сле его кон­чи­ны эта сла­ва — негром­кая. В хра­ме нет су­е­ты, че­ло­век мо­жет прий­ти и спо­кой­но по­мо­лить­ся, остав­шись один у мо­щей свя­то­го.

Текст: Диа­кон Се­ра­фим Чу­ра­ков, кли­рик хра­ма Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Клен­ни­ках

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

(39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *