Прихожанке храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино исполнилось 90 лет

20 июня прихожанке храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино Королевой Агриппине Ильиничне исполнилось 90 лет

Как ни трудна жизнь, прожить ее нужно достойно. Жизнь Агриппины Ильиничны с младенчества подтверждает эти слова. Роди­лась она в 1930 г. в Щелковском районе дер. Борисовка у родителей — Марфы Петровны (1900 г.р.) и отца — Ильи Григорьевича (1898 г.р.) Широковых, и была в семье младшей из четырех детей. Практически все население этого района работало на ткацких, суконных фабриках, не исключение были родите­ли и родственники Агриппины Ильиничны. Отец с младых лет был ткачом, работал на суконной фабрике, после участвовал в Гражданской войне. Родители поженились в 1922 г. и венчались в Никольской церкви, располо­женной неподалеку в Здехове, только речку перейти. Мама была из д. Кармолино, нахо­дящейся в четырех километрах от Борисовки. После женитьбы родители жили у отца — Григория Алексеевича Широкова — деда Агрип­пины Ильиничны. Был он звонарем и пса­ломщиком в Никольской церкви. В этот храм ходила Агриппина с бабушкой и пом­нит, что он был красивым (разрушен перед войной). Там же, на погосте, похоронены ее родители. Позже на праздники и освящать кулич на Пасху ходили в храм в Гребнево за семь километров.

Когда шло объединение в колхозы, при­шлось в него вступить семейству, чтобы не отняли землю. Днем в колхозе, а по ночам мама ткала, была надомницей. В Мишнево была фабрика, оттуда давали станы, чтобы люди ткали на дому. В доме деда стояли деревянные станы для работы. Мама в мо­лодости с сестрой пели на клиросе, а уже по­сле, когда ткала дома, пела песню « Доля, моя доля…» и плакала. Была она добрая, очень хорошо шила, зачастую бесплатно, никому в просьбе старалась не отказать. Мамины роди­тели — Петровы Арина и Петр — продали в тридцатые годы дом в Кармолино и уехали в Москву, устроились работать на шелкоткац­кую фабрику.

В 1932 г. отстроив свой дом, умер отец Агриппины Ильиничны, и все за­боты легли на хрупкие плечи матери. В на­чале сороковых, после смерти отца, верну­лась из Москвы к своей дочери бабушка Арина помогать растить внучат (дед Петр несколько ранее умер в Москве). До сих пор помнит Агриппина ее — степенную, стат­ную женщину. В 1937 г. разогнали ткацкие ар­тели, запретили заниматься надомной рабо­той, и осталась только работа в колхозе за трудодни. Бабушки и дед умерли в 1936-37 гг., помощи было ждать неоткуда — жили в те годы очень тяжело. Земельный надел был 25 соток, а обрабатывали его детские руки, после осталось 15 соток, была корова-кормилица, но перед войной она пала.

Старшая сестра Раиса 1923 г. р. пошла учиться в ФЗУ в Монино. Когда фронт приближался к Москве, была на трудовом фронте — рыла окопы, а позже работала в Трубино на фабрике токарем. Другую сестру, Лидию, 1927 г.р. по просьбе матери взяли на ту же фабри­ку шпулевщицей, там во время войны дела­ли парашютную ткань. На фабрике работ­ники получали хлеб, и хотя бы благодаря этому могли спастись от голода и смерти. Брат Владимир 1925 г.р. работал во время войны в Шатуре на электростанции высоковольтником, она единственная снабжала Москву и Подмосковье электричеством. У многих людей трудовой фронт проходил именно здесь, на торфоразработках. До войны брат закончил в Павловском Посаде ремесленное училище. В войну рвался на фронт, но ему как специалисту была дана бронь от участия в военных действиях. После женился и ос­тался жить в Шатуре.

Мама умерла в 1942 г. еще молодой, после продолжительной болезни. Тяжелые условия жизни, недоедание дали о себе знать. Агриппина Ильинична помнит, как собирала щавель на лугу и несла его на станцию, что­бы продать и на вырученные деньги купить что-нибудь из еды маме — подкормить ее.

Как выжила Агриппина в те годы? Это известно только ей, да и нужда научила. Работала в колхозе, училась в школе. Помнит начало войны, бомбежку расположенного неподалеку аэродрома в Чкаловске. В 1946 г. умерла старшая сестра. Продав дом в Борисовке, Агриппина поступила в фабрично-заводское училище в Монино, жила в об­щежитии. Окончив его, стала работать на камвольном комбинате в прядильном цехе — была бригадиром, в подчинении находились 6 человек и 10 машин. Там же, но в приготови­тельном цехе, где готовят основу для ткачей, работала ее сестра, которая за высокие показатели в труде была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

Десять лет проработала Агриппина Иль­инична на этом предприятии. На двадцатом году жизни вышла замуж за бывшего фрон­товика. Познакомились на Новый год, у Виктора Григорьевича были родители, а Агриппине очень хотелось иметь семью. Отец мужа работал на железнодорожном транспорте обходчиком. Муж работал шофером в Монинском гарнизоне. После свадьбы жили у родителей мужа — все в 1 комнате. Там, в Монино, родились у Агриппины два сына и дочь. Позже муж перешел работать в НИИ железнодорожного транспорта и в 1959 г. по­лучил двухкомнатную квартиру 25 м2 в Щер­бинке на Почтовой улице.

Щербинка в те времена еще была посел­ком при ж/д станции — дома были невысокие, земли были свободные, и желающие брали себе огороды — на двух сотках сажала картошку и Агриппина.

Агриппина Ильинична тоже перешла работать в типографию НИИ железнодорож­ного транспорта печатником. Это был ручной тяжелый труд — вдвоем разматывали 500-килограммовые ру­лоны бумаги, нарезала по размеру, затем вставляла раму с набором в машину ПТ4, а отпечатанные листы собирала и складывала, чтобы после из этого получились журналы. В те времена было много научно-исследова­тельских работ по эксплуатации ж/д транспор­та — поэтому работы печатникам было много. Проработала в наборном цехе сорок лет. В 2002 г. ушла на заслуженный отдых, и одно­временно этот цех был ликвидирован.

В 42 года от фронтовых ран умер муж, и Агриппина осталась с тремя детьми. И вот тут снова нужно было откуда-то черпать силы, чтобы выжить, прокормиться, поставить детей на ноги. Семейный доход был минимальный — одна небольшая зарплата, приходилось под­рабатывать, мыла окна.

Старший сын Николай уехал на работу в Ставропольский край, женился там, а в 43 года умер. Средний сын Георгий с 16 лет по­шел работать во ВНИИЖТ, затем армия, а по­сле — до сегодняшнего дня работает шофером. Живет в Щербинке, отец двоих, уже взрослых, детей — сына и дочери. Дочь Галина вышла за­муж и живет в Москве, работала на Экспе­риментальном Кольце, сейчас трудится во ВНИИЖТ. Имеет двоих детей — сына Тихона, аспиранта МГТУ им. Баумана, и дочь — сту­дентку института физкультуры.

Когда Агриппина Ильинична работала в Москве, посещала храмы на Пятницкой улице и у Рижского вокзала. А с 1993 г. стала прихожанкой храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино, принимала участие в его восстановлении. Помнит забеленные стены, деревянный ико­ностас и бумажные иконы. В храме имеет послушание поддерживать чистоту — моет ок­на, полы, смотрит за свечами. В молитвах у Бога просит сил, чтобы ходить в храм и по возможности послужить.

Всю жизнь имея минимальные денеж­ные средства для жизни, Агриппина Ильи­нична не унывала, держалась достойно, по­стоянно оказывает помощь ближним, зна­комым и незнакомым людям, жертвует на храмы. Во всем ее облике чувствуется сми­рение и любовь, душа-христианка отклика­ется на любую просьбу. Улыбка скрашивает печаль в глазах. Агриппина Ильинична старается не пропускать паломнические поезд­ки, после них появляются силы. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

 

(210)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *