35 лет назад, 29 января 1989 года, в день поклонения веригам апостола Петра, состоялось рукоположение в священники отца Николая Киселева.
О. Николай Киселев родился 23 сентября 1946 г. Его отец — инженер-электрик, разъезжал по стране, налаживал электрооборудование на промышленных объектах. Воевал, был под Сталинградом, дошел до Берлина. После войны болел, работал экспертом в министерстве. Умер в 1956 г. Мать — по образованию учительница, работала недолго, растила троих детей.
У Коли были проблемы с глазами. После смерти отца он учился в интернате для слабовидящих. От членства в обществе слепых отказался – я не слепой. В старших классах учился в вечерней школе, работал на автотранспортном предприятии, был продавцом книг от Книжной лавки писателя. Сдавал экзамены на исторический факультет МГУ на отделение искусствоведения. Поступил на третий год. Играл на скрипке в университетском симфоническом оркестре. После окончания курса стал учиться в аспирантуре, начал работать над диссертацией по сербским средневековым рукописям. Освоил сербский язык. Поддерживал профессиональные отношения с сербскими учеными. Сопровождал группы из Югославии.
Семья Николая не была церковной, путь к храму начался в университете. В браке с Натальей Изопольской Николай укрепился в вере, у них родилась дочь Ксения. В течение полутора десятков лет Николай работал в Научно-исследовательском институте реставрации, который тогда располагался в Новоспасском монастыре. Он посещал богослужения в храме Илии Пророка Обыденного. По слову священника — о. Владимира Смирнова — стал задумываться о принятии священного сана. Служил алтарником в храме Илии Пророка в Черкизове (6 или 7 лет).
Лето семья проводила в деревне под Галичем, где Николай прислуживал в алтаре старенькому батюшке. Жители села были уверены, что именно он будет рукоположен на место усопшего священника. Однако костромской архиерей – сам очень старенький – отказал. В Москве тогда интеллигентных москвичей не рукополагали. Так в 1988 г. Николай оказался в Ярославле, в Толгском монастыре, где на праздник Покрова он был рукоположен в диакона, а 29 января 1989 г. — в сан священника митрополитом Ярославским Платоном. Там он познакомился и подружился с игуменом Евстафием, который вскоре (1991-1999 гг.) стал строителем и восстановителем Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря.
Весной 1989 г. о. Николай был назначен настоятелем храма Святой Троицы села Горинского Даниловского района Ярославской области. Это около 300 км от Москвы и 25 км от районного города Данилова. Асфальтовую дорогу туда проложили года через два. О. Николаю достался великолепный пятиглавый пятипрестольный храм постройки конца XVIII – начала XIX в., с высоким резным барочным иконостасом в летней части. Над храмом высилась уникальная четырехъярусная колокольня. Это был не просто храм, а целый комплекс зданий с двумя часовнями (одна из них оказалась Знаменская). Здания были заняты магазином и складом.
В 30-е годы храм был спасен от разорения подвигом местной жительницы Волковой Феодосии Егоровны, которая отказалась дать ключи от храма, и разорители ограничились сбросом большого колокола. Интерьер храма сохранился. Однако летний храм был обжит птицами, которые свободно влетали в разбитые окна верхнего яруса. После войны богослужения в храме возобновились. Последние годы перед назначением о. Николая здесь служили командировочные священники.
В мае 1989 г. началось служение о. Никлая в селе Горинском. Он поселился сначала у бабы Шуры, а потом в своем домике в деревне в четырех километрах от храма, зимой добирался до храма на лыжах. В богослужебной жизни участвовало несколько бабушек, батюшка называл их «мой актив». В приход о. Николая входило несколько сел, храмы в которых были разрушены – Вахтино, Спас, Шаготь и деревни, в каждой из которых когда-то был престольный праздник, хотя церкви там не полагалось. Со временем у батюшки везде нашлись опорные люди, которые к приезду-приходу о. Николая собирали в один дом всех бабушек, желающих причаститься, пособороваться. Средства передвижения – редкий автобус и собственные ноги. В Вахтино и в Шаготи храмы стояли полуразрушенные, а в селе Спас при о. Николае был воздвигнут крест на месте, где когда-то стояла церковь. В праздники здесь собирался народ, совершались молебны.
Троицкий храм требовал ремонта. Сначала окна затянули пленкой – от птиц. Потом отмывали, красили, белили. Достали железо на крышу – счастье. На колокольню не попасть – лестница обвалилась. Сигнализация требуется. Упал крест с одной главки. Денег, конечно, нет.
О. Николай как знаток музейного дела создал альбом с фотографиями (черно-белыми) и описанием всех икон, утвари и старинных книг, которых был целый шкаф. По этим книгам и служили. В 2010 г. книги пострадали при ликвидации пожара и погибли. Альбом послужил, когда случилась кража икон, но это не при о. Николае. В зимнем храме обнаружился тайник, а в нем старинный потир времен Петра Первого. Колоколов не было. Достали где-то рынду (корабельный колокол), в него и звонили.
История этих земель батюшку очень интересовала. Он был знаком с даниловскими краеведами, много от них узнал. Оказывается, родоначальником раскола явился некий монах Капитон родом из села Даниловского, основатель Колясниковской пустыни. Он проповедовал отречение от официальной Церкви и огненное очищение от грехов через самосожжение. В 1635 г. он был признан смутьяном и еретиком. Правительство неоднократно посылало стражу, но Капитон бродил в ярославских, костромских, владимирских густых лесах, проповедуя раскольничьи идеи, приобретая многих учеников и последователей, в течение 50 лет до глубокой старости (умер в 1687 г.). В своих исследованиях раскола святитель Димитрий Ростовский подробно описывает огненную смерть 1920 человек села Козьмодемьянского (ныне с. Покров-Рогуля). В память об этой гари в с. Шаготь (бывш. Староандреевское) имелся колокол с надписью о том, что сей колокол приложен к церкви святых Косьмы и Дамиана (1683 г.) в память о своих родителях. Раскольников первоначально так и называли — капитонами. В даниловско-пошехонских краях к началу XX в. было множество капитоновских беспоповских старообрядческих общин. Народ в этих глухих краях всегда относился к Церкви не очень дружелюбно.
Московских прихожан о. Николай посылал в центральные библиотеки, где отыскивались любопытные материалы по истории этих земель. В с. Вахтине, например, существовала известная в России сельскохозяйственная школа, а в с. Горинском числилось — учительница -1, повивальные бабки — 2.
О. Николай исходил пешком всю округу, он знал дорожку в каждую деревню. Узнал и полюбил людей, совсем не похожих на московских интеллектуалов. Многие мужчины отсидели срок в тюрьме, кто-то украл мешок комбикорма с фермы, кто-то участвовал в местной драке. Крестьянская жизнь трудовая, трудная – огород, покос, скотина, дрова. Полежать можно только в старости. Церковь наполняется народом только на Пасху, мужики все подвыпившие. Со всеми надо было находить общий язык.
В 1992 г. был передан Русской Православной Церкви огромный величественный Казанский собор в городе Данилове на Горушке. Его строительство и основание женской общины благословил праведный Иоанн Кронштадтский. Казанский женский монастырь закрылся в 1928 г. Здание собора использовалось для разных нужд, а потом было заброшено. Даниловцы организовали субботник – выносили мусор, убирали территорию, раздумывали, как им разбирать какую-то пристройку, а к утру пристройка рухнула сама по себе. Как смогли забелили надписи на внутренних стенах. Летом на праздник Казанской Божией Матери к храму пришли два больших крестных хода – из города и от кладбищенского Вознесенского храма. Духовенство служило молебен, потом был концерт из песнопений, посвященных Божией Матери. Настоятелем Казанского храма стал о. Николай Киселев. Службы проходили в крошечном приделе, который отапливался железной печкой. Батюшка приезжал с первым автобусом, а вот обратно приходилось ждать транспорт несколько часов. Через некоторое время на Горушку назначили одного из даниловских священников.
К 1995 г. Горинский храм Святой Троицы был приведен в надлежащий порядок – застеклены окна, перекрыта крыша, побелены стены, зазвонили колокола, наладилось богослужение. Семейные обстоятельства звали батюшку в Москву. О. Николай мечтал, чтобы служить ему в храме, посвященном Божией Матери, и чтобы был там придел святителя Николая и какого-нибудь редкого святого. Владыка Арсений благословил Захарьинский храм иконы Божией Матери «Знамение» с приделами святителя Николая и редкого святого — преподобного Иосифа Песнописца.
Первую Литургию в Захарьино батюшка отслужил 26 мая 1995 г. Он стал четвертым захарьинским священником с момента открытия прихода. В храме уже был фанерный иконостас, новонаписанные большие иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Николая. Но работы по восстановлению и благоукрашению храма только начинались. Двор порос бурьяном, церковный дом требовал ремонта и реконструкции, нужно было воссоздавать интерьер храма. Некому петь и читать на клиросе.
Первоочередная задача – наладить богослужения. Вскоре сформировался небольшой актив. Регентом стала 14-летняя Маша Покровская. Через некоторое время управление хором взяла на себя Наталья Маркелова — наш бессменный регент все 25 лет, за эти годы она вырастила большой слаженный молитвенный хор.
Осенью 1995 г. по просьбе прихожан начала действовать Воскресная школа для взрослых и детей. Собирались в батюшкиной келье или в маленькой комнатке при трапезной. На воскресной трапезе, в которой участвовали почти все прихожане, отмечались праздники и юбилеи, обсуждались богословские и богослужебные темы, о. Николай отвечал на вопросы. Все прихожане чувствовали – мы вместе и Христос среди нас. Очень радостное было время.
В гарнизоне Остафьево батюшка каждую среду проводил беседы по Священному Писанию, рассказывал о церковных праздниках, отвечал на вопросы, давал советы. Люди потянулись в храм, целыми семьями, с бабушками и детьми. Воцерковленные воспитатели и учителя стали приводить деток в храм на Причастие. В школе в Липках батюшка благословлял учащихся 1 сентября. Там были организованы занятия по мироведению для начальной школы. О. Николай регулярно бывал на православных фестивалях, праздниках и спектаклях в ДК «Щербинка».
Воскресная школа разрасталась, проводились ежевоскресные занятия, организовывались праздники, паломнические поездки и экскурсии. О. Николай всегда и везде был с нами, во всех поездках и экскурсиях, которых за эти годы было, наверное, более ста. В начале июня мы непременно бывали на Пушкинском празднике в Остафьево, читали стихи у памятника Пушкину. За эти годы побывали во многих городах, весях и монастырях нашего Отечества (список на 4-х страницах мелким шрифтом). Венцом наших паломнических поездок явилось приходское паломничество (45 чел.) на Святую Землю в ноябре 2013 г.
Сразу по прибытии в Знаменский приход о. Николай высоко оценил деятельность молодого энтузиаста – старосты Виктора Анатольевича Кольцова. При совместной деятельности старосты и настоятеля храма:
— построена колокольня, отлиты и повешены новые колокола;
— реконструирован и надстроен церковный дом;
— отремонтировано здание храма – заменена крыша, вставлены окна;
— восстановлены главки;
— над источником воздвигнута часовня в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
— устроен мостик на остров, беседки и галерея;
— построена кирпичная ограда;
— на месте кладбища воздвигнут большой поминальный крест;
— благоустроена территория храма, разбиты цветники;
— построена приписная храм-часовня на Щербинском кладбище (1999 г.).
Вот неполный список того, что сегодня мы можем увидеть своими глазами.
Восстановление внешнего облика и интерьера храма потребовало углубленной научно-краеведческой работы с источниками, которой занимался о. Николай. Самым первым источником явилась книга о. Николая Сироткина «Село Захарьино-Знаменское Подольского уезда Московской губернии». Книгу добыли в Ленинской библиотеке. В церковном доме сохранились некоторые дореволюционные документы, ведомости, сведения о прихожанах, церковных землях и др. Батюшка изучал и анализировал различные исторические материалы, возникали проекты, которые обсуждались и корректировались.
Была расчищена, восстановлена храмовая роспись начала XX в., выполненная в академическом стиле, окрашены стены, сделаны новые полы из белого камня, устроена беломраморная солея с бронзовыми решетками. Непосредственно работами руководил староста В.А. Кольцов.
Во время кампании по изъятию церковных ценностей была составлена «Опись имущества Знаменского храма с. Захарьино от 12 декабря 1921 г.». При наполнении храма иконными образами о. Николай руководствовался в том числе этой описью. Большая уникальная храмовая икона преподобного Иосифа Песнописца с житием создавалась в сотрудничестве о. Николая и иконописца С. Черного. Им же был написан образ Пророка Илии и Божией Матери «Милостивая». Голгофский Крест с распятием — работа Надежды Денисюк. В своей книге «Памятник земли московской. Церковь Знамение в Захарьино» батюшка приводит как саму «Опись…», так и ее восполнение по каждому пункту. Сейчас в храме много больших красивых икон, в том числе икона покровителя этих мест — святителя Алексия Московского.
По преданию в 1920-х годах колокола Знаменского храма были сброшены в пруд. В 1995-96 гг. были предприняты попытки их обнаружить. Работали водолазы с металлоискателями, искали, но не нашли. Были отлиты новые колокола, больший из которых весит 200 пудов.
Золоченый резной иконостас восстановлен по старой фотографии. Согласно историческим данным таким он был создан при князе Григории Ромодановском в XVII в. Резьба выполнялась украинскими резчиками, золочение осуществлялось на месте московским мастером. История восстановления иконостаса, его уникальность, историческая и культурная ценность описаны в книге о. Николая как научно-краеведческий этюд. Храм приобрел нынешний вид к осени 2005 г. Торжественным богослужением было отмечено 15-летие возрождения прихода.
С первых дней своего служения в Захарьино о. Николай обратил внимание на полувековую, поистине грандиозную деятельность настоятеля храма (1869-1920 гг.) о. Николая Сироткина – православного проповедника, учителя, основателя нескольких народных школ, ученого-фенолога, члена Российского географического общества, организатора церковной и хозяйственной жизни прихода. Совместно с Александром Семенихиным в церковном доме была создана памятная экспозиция, посвященная о. Николаю Сироткину. Надгробие над его могилой было восстановлено в 2009 г. По ходатайству о. Николая Киселева улица в Захарьино была переименована в улицу Николая Сироткина.
Краеведческая работа по изучению истории окрестных земель началась в первые же годы служения о. Николая в Захарьинском храме. Первопроходческий поход с детьми на Васильевский погост совершен в мае 1997 г. С тех пор походы традиционно совершаются в конце мая уже почти 25 лет. Раньше паломники шли пешком, даже с малыми детьми на руках, по дороге встречали курганы вятичей, с высокого холма Васильевского погоста смотрели на долину р. Пахры, на границу Московского княжества в XIV в., а в Велесовой роще устраивался пикник-трапеза. Народ рассаживался на траве вокруг батюшки, дети бегали-играли. Сейчас, когда на Васильевском погосте построилась часовня, захарьинских прихожан принимают и угощают жители дачного поселка. История этих мест, начиная с IX в., история и судьба храма на бывшем Васильевском погосте, предание об обретении иконы святителя Николая Пахринского изложена в книге «Памятник земли московской. Церковь Знамение в Захарьино» и являются результатом трудов и изысканий о. Николая Киселева.
Поиск и изучение Ордынской дороги занял несколько лет. Батюшка изучал архивные материалы, беседовал с местными жителями, ходил по земле вместе с прихожанами. Рядом с д. Молодцы был обнаружен вал, похожий на дорогу. Под руководством о. Николая мальчики начали раскопки – оказалось — это современная насыпь. Дорога в этих краях была обнаружена позже, раскопки подтвердили ее подлинность. В книге о. Николая есть глава, посвященная исследованию Большой ордынской дороги. В 2020 г. батюшка сам показывал Ордынку корреспонденту Елене Карасевой, был снят небольшой фильм.
В своих историко-краеведческих изысканиях о. Николай уделил большое внимание эпохе конца XIII-начала XIV в., когда прибывший из Чернигова боярин Федор Бяконт управлял Васильевским станом и отвечал за оборону южных рубежей Московского княжества. По мнению о. Николая, есть все основания полагать, что здесь родились и выросли дети боярина, в том числе старший сын Елевферий – будущий митрополит Московский Алексий (1300-1378 гг.). Где-то здесь на окрестных холмах, а может быть, даже в Захарьино произошло событие, описанное в житии святителя. Отрок ловил птиц, прилег и заснул. Во время сна он услышал слова из Евангелия, сказанные самим Господом: «Я сделаю тебя ловцом человеков», предвещающие будущее его служение в ангельском чине, в звании митрополита Всея Руси.
Главы будущей книги «Памятник земли московской. Церковь Знамение в Захарьино» публиковались в приходской газете, которая по инициативе о. Николая регулярно выходила с 1999 г. Последний номер приходского листка «Знамение» № 39 выпущен 10 декабря 2016 г. при настоятеле о. Владимире Галкине к 70-летию о. Николая Киселева. В этом листке помещена в том числе глава из книги «Памятник земли московской. Церковь Знамение в Захарьино», посвященная истории храма в XVII-XVIII вв.
Результаты неустанных 20-летних трудов о. Николая Киселева, настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино, запечатлены видимым и невидимым образом – в храмовом ансамбле, в его книжном наследии, в душах сотен взрослых и детей, которые крестились, воцерковились, а главное — почувствовали на себе необыкновенный дар теплой батюшкиной любви.
С ноября 2014 г. о. Николай служил в храме Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне. Там его узнали и полюбили – и священники, и прихожане. С 2018 г., после кончины матушки Натальи, о. Николай решил завершить труды по теме своей диссертации, которую он когда-то оставил ради священнического служения. Работал он очень увлеченно, всем, кто его навещал, он рассказывал о своих трактовках различных изображений в сербских и болгарских рукописях XI-XII вв. Эту книгу он успел завершить, рукопись ждет своего издателя.
28 ноября 2020 г. о. Николай отошел ко Господу. Все, кто знал и любил нашего батюшку о. Николая, будут хранить о нем благодарную молитвенную память во все дни своей жизни, а главное — учиться у него любви и всепрощению.
Книжное наследие о. Николая Киселева:
Васильевский погост на реке Лопенке. 2006 г.
Памятник земли Московской. Церковь Знамения в Захарьино. М. 2007 г.
Венец женской святости. М. 2014 г.
Святой Иосиф Песнописец. М. 2016 г.
Преподобный Феофан Начертанный. М. 2019 г.
У нас остался долг перед памятью о. Николая. Батюшка написал сокращенный вариант жития преподобного Иосифа Песнописца. Была задумана книжка о преподобном Иосифе для детей с детскими рисунками. Если Господь благословит и мы потрудимся, книга будет.
Е.Е. Чесалова
(101)