Памяти монахини Серафимы

 

31 мая 2015 г. на 89 году жизни отошла ко Господу старейшая прихожанка храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино монахиня Серафима (Серафима Семёновна Попова, участница трудового фронта во время Великой Отечественной войны, рождённая 29.07.1926 г.).

Трудный жизненный путь она прошла…

«Серафима в молодые годы была учителем географии, но преподавала и математику, которая ей нравилась. Она очень любила деток, и её последнее место работы — воспитатель детского сада.

Серафима была очень гостеприимна. А двери её квартиры днем всегда были открыты для всех. Приходящих старалась накормить и готовила вкусно. Уже в преклонных годах, всякого она поила чаем и радовалась встрече. «То ангел пришел», — так она говорила. Принесу ей в баночке суп и гарнир, скажет, чтобы поставила в холодильник. А после оказывается, что она кого-то накормила.

Оказывала милосердие нуждающимся — помогала денежно и заказывала о нас всех сорокоусты в Алексеевской пустыни Ярославской области. Предполагалось, что туда Серафима переедет и примет постриг. И она стала собираться уже, и когда всё получилось, там произошло обстоятельство, которое помешало переезду.

Прошли годы. Мы поехали в Кадом, кажется, в начале января, ей надо было решить кое-какие житейские вопросы. А архимандрит Афанасий ей сразу сказал: «Время наступило быть монахиней и молиться». Серафимушка растерялась, она не была готова к такому повороту жизни, но благословение архимандрита приняла. Вернувшись, стали помогать Серафиме приобрести облачение. О. Николай Киселёв с радостью благословил её на новое служение.

Дождавшись весны, в тёплый солнечный день мы с Серафимушкой поехали в Кадом. Архимандрит Афанасий (Культинов) (почил 09.04.2024), который совершал постриг, спросил её, какое имя она хотела бы. Наша Серафимушка ответила, что примет любое имя. О. Афанасий решил оставить её мирское имя, потому что оно очень редкое.

Имя её осталось Серафима, но Небесным покровителем стал преподобный Серафим Вырицкий. Постриг состоялся 22 апреля 2010 г. После пострига была сделана фотография — на которой архимандрит Афанасий и монахиня Серафима».

Началась другая жизнь…

По своему возрасту и состоянию здоровья монахиня Серафима жила монастырской жизнью дома, исполняя послушания и молясь о России и людях, о прихожанах храма. Многие приходили к ней за советом, и всем она находила слова утешения и поддержки…

Сама же по жизни никогда и ни от кого не ждала похвал. Прихожане храма участвовали в её жизни, обихаживали и помогали…

«Когда находились в ее квартире, то чувствовалось, что даже воздух наполнен тишиной и молитвой… Уже никуда не хотелось уходить. И все вопросы, на которые нужно было найти ответ, уже не имели большого значения… Просто накрывала такая благодать, что «хорошо нам здесь быти»… Особенная атмосфера была у неё, словно рядом с солнышком, так тепло, хорошо»…

«После помощи по хозяйству осталась у монахини Серафимы, в её оазисе любви и благодати с ночёвкой, а к утру у меня появилась непрестанная Иисусова молитва».

К ней можно было прийти в любое время, с любыми проблемами, и они всегда были решаемы или становились ничтожными.

«Когда она ещё и не была монахиней, а просто Серафимой Сёменовной, то и тогда её доброта и забота просто разливались на окружающих.

Они были всегда вместе — Серафима и Агриппина — во всех наших паломнических поездках. Кстати, впервые о блаженной Матроне я узнала именно от них в одной из наших первых поездок в Давидову Пустынь.

Позже, когда она болела и уже не выходила из дома, я бывала у неё, к сожалению, редко. Но она всегда расспрашивала о семье; просила написать ей имена близких людей, чтобы поминать их на молитве о здравии и о упокоении. И она молилась о всех нас и о наших родных. Всегда приходящим предлагала попить чай или даже поесть. И никогда не отпускала домой без гостинцев.

Жаль, что мы в то время не записывали её наставлений и просто мудрых советов. Потом это всё из памяти потихоньку уходит».

«Удивительным была она человеком. Ещё будучи в миру, откликалась на просьбы всех, кто к ней обращался за помощью, в основном за молитвенной, и никому не отказывала. По её молитвам многие получали утешение. И сейчас, я в этом уверен, — матушка Серафима молится за наш приход, наших клириков, прихожан».

«Была ли Серафима верующей с рождения? Наверное, как все в то время.

А вот как пришла она к вере, и в храм, и к Богу. У неё умер муж, и она очень тосковала по нему. Однажды Серафима была на приёме у врача ( болела она лет с 30), а врач оказался верующим. И он посоветовал ей идти в церковь, приходить на службы и стоять не в конце храма, а поближе к алтарю — там Небо ближе. Так она стала посещать храм в Остафьево. А когда узнала, что будут восстанавливать храм в Захарьино, то была одной из первых помощников.

Жизнь Серафимы соединилась незримо с Богом. Она творила дела любви. Как она молилась! Она чувствовала, что Бог рядом. Если она молилась за всех — значит, надеялась и верила, что просьба будет Им услышана…

Кто-то из женщин все время был с Серафимой, но уходили домой, а в последние дни стали оставаться ночевать — состояние Серафимы было тяжёлое. А в это время у неё и находилась Света, которая и оставалась с ней до последней минуты. Серафиме хотелось, чтобы рядом были свои с прихода. Видимо, она чувствовала, что умирает, и поздно вечером, около 22 часов, о. Сергий Чистяков причастил ее. Умерла Серафимушка при нашей прихожанке Свете, на её руках».

Очень важно, чтобы были в жизни человека предшественники, духовные наставники, которые своим примером и молитвой стали и остаются теми, кого хочется вспоминать и помнить.

Родители назвали её Серафимой, и в постриге она осталась Серафимом, «пламенным» для того, чтобы показывать нам непреодолимую любовь к Богу…

Царствие Небесное, вечная память монахине Серафиме.

В тексте использованы воспоминания прихожан о нашей Серафимушке, так большей частью называли ее.

Записала Надежда Козлачкова

(31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *