Протоиерей Григорий Дьяченко так пишет об Иоанне Златоусте в своей книге «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года»:
I. Св. Иоанн Златоуст, память коего совершается ныне, родился в Антиохии сирийской, в 347 г. по Р. Хр. Отец его, Секунд, был полководец. Мать его Анфуса, оставшись 22-х лет вдовою, посвятила свои заботы и все богатство на воспитание сына, под руководством лучших учителей. В 369 году Иоанн крестился и сделался чтецом антиохийской церкви. По смерти матери он удалился в пустыню: но, когда суровая жизнь в пустыне разстроила его здоровье, он возвратился в Антиохию. Здесь, в сане диакона, а потом — пресвитера, Иоанн служил на пользу церкви: заботился о бедных, обличал пороки антиохийцев, успокоивал народныя волнения и спас антиохийский народ от наказания, которое угрожало ему от царя Феодосия великаго за низвержение царских статуй. В 397 г. император Аркадий возвел Иоанна в архиепископы Константинополя.
Здесь святитель показал еще большую ревность христианскаго пастыря. Он вел жизнь строгаго монаха, заботился о бедных, смело обличал пороки общества, не щадя самых высших лиц, неустанно проповедывал, изъясняя священное писание, учреждал крестные ходы, посылал проповедников слова Божия к язычникам, составлял молитвы, изложил в сокращенном виде литургию св. Василия Великаго и вообще весьма усердно исполнял обязанности архипастыря.
Своими обличениями он нажил многих врагов, сильнейшими из которых были: императрица Евдокия, вельможа Евтропий и архиепископ александрийский Феофил. Враги Златоуста, составив собор из враждовавших на него епископов, осудили его и с согласия императора удалили из столицы. Хотя бедствия в империи, пожар в столице, как наказание Божие за угнетение великаго святителя, заставили императора возвратить Иоанна, но за новыи обличения его подвергли окончательному изгнанию. Он был сослан в отдаленный город Армении, но так как и здесь он считался опасным для врагов церкви, то решили было отослать его еще дальше, вь город Питиунт, близ нынешняго города Поти, на южном берегу Чернаго моря. Но холод и трудности путешествия истощили последния силы страдальца. Иоанн не доехал до Питиунта и скончался в Комане понтийской, 14-го сентября 407 года по Р. Хр. В 438 г. мощи его перенесены в Константинополь. Ради праздника воздвижения креста Господня церковь совершает память его не 14 сент., когда святитель преставился, а в 13 день ноября.
II. Св. Иоанн Златоуст по справедливости может быть нашим учителем усердия в исполнении обязанностей христианина и гражданина, члена церкви и члена гражданскаго общества, так как он осуществил в своей жизни во всем со вершенстве наставление апостола: «в усердии не ослабевайте»-« (Рим. 12:11).
Один из важных недостатков нашей деятельности — это неровность, непостоянство, а часто нерадение и безпечность о добросовестном и ревностном исполнении возложенных на, нас самым званием обязанностей.
а) Высокое благодатное звание христианина, общее всем нам, обязываеть каждаго искать прежде царствия Божия и правды Его (Матф. 6:33), всем сердцем любить Господа и Спасителя нашего, быть всегда верным Ему в постоянном совершенствовании себя по духу евангелия и св. церкви. Что ж? Скажем ли, что мы не ослабеваем в своем усердии к Господу и Его требованиям? Скажем ли, что с каждым днем мы идем вперед по пути христианских заповедей, смело, при помощи Божией, выдерживая борьбу с препятствиями, замедляющими шествие наше к горнему отечеству? Очень немногие неослабно стремятся к цели, указанной Христом Спасителем. У большей части из нас с годами и днями растут в сердцах страсти, усиливаются порочные навыки, а усердие к долгу христианскому, ревность к преуспеянию нравственному ослабевают. Отчего? От небрежения о душе, от недостатка заботливости о ея деятельности сообразно с нашим высоким, небесным назначением Нива, которую не очищают от сорных трав, естественно порастает плевелами, вредными для роста и доброкачественности пшеницы. Так и в сердце человеческом непременно укоренятся и выростут терния злых страстей, вредоносных для благочестия, если мы не станем во время и усердно искоренять их, заботливо усиливая добрыя, христианския наклонности.
б) Кроме общаго всем нам и важнейшаго звания христиан, как известно, есть целый ряд частных званий, которыя налагают на того или другого христианина и частныя обязанности, более или менее трудныя. И в общественном строе жизни частныя звания необходимы для блага народов и государства; но это благо достигается на деле не иначе, как усердием к своему долгу разнородных деятелей, членов общества. Многосложная машина совершает свое движение правильно и успешно только тогда, когда все части ея целы, каждая на своем месте и соответствует своему назначению. В противном случае, т. е., когда повреждена какая либо, хотя бы маловажная часть, машина, и при действии искуснаго ея правителя, разстраивается, ход ея или замедляется, или, до исправления поврежденной части механизма, останавливается. Не так ли и в огромной машине общественной жизни разстраивается порядок, происходит застой от лености и небрежения об исполнении своего долга частными, иногда едва заметными по своему положению, деятелями? Так, братие, нередко от незначительных, по-видимому, причин и случаев бывают великия последствия.
В оправдание ослабления своего усердия к исполнению долга на разных поприщах жизни общественной, некоторые деятели придумывают и выражают разныя извинения.
аа) »Честное и ревностное служение делу, говорят, наживает безкорыстному труженику много врагов, с которыми надобно быть в безпрерывной борьбе». Но разве в этой борьбе нет своего утешения? Разве ратовать за правду, за долг чести не составляет истиннаго удовольствия и не есть прямая обязанность христианина? Разве сознание, — что я исполняю свой долг добросовестно, не может дать отраднаго спокойствия душе? Да и самые враги всегда отдадут должное уважение усердному и безкорыстному исполнителю долга и, может быть, сами воспользуются уроком.
бб) Иной говорит: «я ослабел в усердии к своему делу потому, что не вижу правильной оценки своим трудам, поощрения за них, тогда как другие, менее меня достойные, пользуютса преимуществами службы». Правда, поощрения на службе имеют немаловажное значение; они одушевляют трудящагося; правда и то, что неприятно, когда не оценивают верно усердия к делу. Но справедливо ли из-за этого равнодушно относиться к своему долгу? Справедливо ли пренебрегать поэтому делом своим, которое тут ни в чем не виновато? Если не ценят правильно трудов люди, то есть высший небесный Судия дел человеческих, — Его суд самый правильный, и Он воздаст в свое время каждому мзду нелицеприятную; а уверение совести — лучшая награда на земле. К сожалению, часто случается, что люди, считающие себя непонятыми, неоцененными, сами о себе не имеют правильнаго понятия и слишком возвышают себе цену.
Есть и еще немало извинений в нерадении о долге звания. Но мы умалчиваем о них; все они не основательны.
III. Возлюбленные о Христе братия! И для блага собственнаго, и для блага общественнаго будем деятельно помнить наставление апостола: «в усердии не ослабевайте», и подражать св. Иоанну Златоусту, ныне прославляемому за его усердие в исполнении его обязанностей как христианина и пастыря Христова стада, — усердие, простиравшееся до готовности душу свою положить за то св. дело, какое ему вверено было Богом. Аминь. (Сост. по Ч. М. и проп. Леонтия, митр. моск. т. I).
(15)