Анонс: В понедельник 17 апреля, в престольный праздник храма в день памяти преподобного Иосифа Песнописца, ожидается прибытие в храм иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине епископа Дмитровскиого Феофилакта, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Юго-Западным викариатством города Москвы. Владыка возглавит Божественную Литургию в сослужении клириков храма. Начало службы в 8.00
История придела преподобного Иосифа Песнописца
История придела Иосифа в храме иконы Знамения Божией Матери в Захарьине началась в 1846 г. при священнике Иоанне Петровиче Уварове, служившем здесь с 1836 по 1869 гг. Тогда владелица усадьбы, старшая генеральская дочь девица Варвара Осиповна Новицкая (1791- 1866), желая выказать свое боголюбие и заботу о людях, выделила для начала на ремонт храма 2,5 тысячи рублей.
В немалой степени строительным работам способствовало то обстоятельство, что в полуверсте от Захарьина незадолго (1843 г.) было проложено новое Варшавское шоссе, ведушее прямым путем из Москвы на Подольск и далее на юг, в Крым, и на юго-запад Российской империи — в Белорусию и Польшу. Вдоль шоссе здесь быстро возникли зажиточные ямские деревни: Захарьинские дворики, Городяиха, Новоникольское и Новосырово, жители которых занимались извозом, торговлей, садово-огородным и ночлежным промыслом и быстро богатели. Все они были захарьинскими прихожанами.
Тщанием В.О. Новицкой за два года к основной, отремонтированной в 1846 г. части храма, была пристроена обширная двухпридельная трапезная и колокольня над папертью с запада. Отделочные работы затянулись на 10 лет. В южной части был устроен Никольский придел, согласно решению Московской духовной Консистории еще от 1815 г. о переводе в Знаменско-Захарьинский храм упраздненных за ветхостью церквей Святителя Николая на бывшем Васильевском погосте на реке Пахре и на бывшем Никольском погосте при селе Молодцы, находившихся вблизи Захарьина.
В.О. Новицкая испросила у священноначалия благословения устроить в северном приделе престол преподобного Иосифа Песнописца, небесного покровителя своего отца, генерала Осипа Ивановича Новицкого (1765-1839). Тем самым возрождался один из древних христианских обычаев: строить храмы за душу почившего («задужбинною» называемую у сербов, например). По сходным мотивам в ту пору были устроены церковь Святого Иосифа Песнописца в Нижней Мухалатке в Крыму в 1843 г. в память о почившем герое Отечественной войны 1812 г. Осипе Шатилове, а также церковь Преподобного Иосифа в Знаменском монастыре Курска.
[…]
Устройством престола преподобного Иосифа Песнописца была увековечена память о генерале О. И. Новицком как о христианине и отце. Этот престол является памятником дочерней любви.
Красноречивым штрихом к биографии генерала О.И. Новицкого является известие о предпринятом им значительном ремонте Знаменского храма в Захарьине в 1820-е г.г., когда здесь служил о. Алексей Левашев (1836).
Тогда на средства генерала были отштукатурены и побелены фасады храма, а кровля впервые была покрыта железом. Интересно, что это благотворительное деяние получило отражение на иконе преподобного Иосифа Песнописца из собрания Музея им. Андрея Рублева 30-х гг. XIX в. Среди пейзажного фона иконы встречаются мотивы, удивительно напо- минающие захарьинские реалии. Справа от стоящей в молении фигуры святого Иосифа мы находим изображение вознесенной на пригорке над озером небольшой нарядной белокаменной церковки. Ее стройный кубический объем с луковичной главкой и пониженными помещениями алтаря и паперти покрыты ярко-салатовыми новыми кровлями, которые недвусмысленно указывают на церковные заслуги и добродетель попечения о храме тезоименитого святому Иосифу захарьинского помещика. Вероятно, эта икона была заказана и подарена родными к 70-летию со дня рождения генерала О.И. Новицкого в 1835 г.
В 1893 году храм дал многие большие и опасные трещины и, по осмотру и заключению епархиального архитектора, грозил падением и катастрофою, а потому богослужение в нем было приостановлено. Проект реконструкции Знаменской церкви был заказан в 1894 г. ведущему архитектору той поры, названному «купеческим зодчим Москвы» А.С. Каминскому (1829-1899). Он был автором многих общественных, церковных и частных зданий столицы, среди которых залы Третьяковской галереи, ансамбль Третьяковского проезда, Биржа и Валаамское подворье на улице Ильинке, трапезные и колокольни церквей Ильи Обыденного в Москве и Троицы в Остафьеве близ Щербинки, грандиозные соборы в городе Ельце и в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. Проект Каминского был осуществлен за четыре года, с 1894 по 1897 г.
Преподобный Иосиф Песнописец
Преподобный Иосиф Песнописец в России — святой из разряда не имеющих широкого почитания. Но вместе с тем русским церковнослужителям с древности его имя хорошо известно по многим богослужебным текстам Октоиха, Триодей и Миней. Его имя прочно занимает свое почетное место в Месяцеслове русских богослужебных книг под 4 апреля, начиная с XI-ХIl вв.
Согласно новейшим данным, преподобный Иосиф родился около 800 г. на острове Сицилия и потому носил имя Сикелиота.
Спасаясь от сарацин, его семья бежала в Грецию. Здесь в 15-летний Иосиф поступил В один из солунских монастырей и уже в младые годы был посвящен в иерейский сан. Вместе со своим учителем, известным поборником иконопочитания преподобным Григорием Декаполитом (ок. 835) он оказался в самом центре борьбы с ересью иконоборцев, которая разгорелась в Кон- стантинополе после того, как к власти пришел последний византийский император – иконоборец Феофил (829-842).
Посланный легатом в Рим, преподобный Иосиф по проискам врагов был захвачен на море пиратами и передан иконоборцам, которые держали исповедника в темнице на острове Крит без малого 10 лет. Жития преподобного повествуют, что вестником избавления его от уз послужил святитель Николай Мирликийский, который явился святому в тюрьме 20 января 842 г. и во един миг чудесно восхитил преподобного на небо, поставив его у стен Цареграда. В основанном здесь им Свято- Никольском монастыре преподобный Иосиф собирает вокруг себя большую паству подвижников православного благочестия в большинстве своем из греков- сицилийцев. Он перенес в монастырь мощи своих друзей преподобных Григория и Иоанна, а также приобретенные им ранее мощи св. апостола Варфоломея-Нафанаила, которому был посвящен престол новоустроенного храма.
Перед наступлением дня памяти апостола Варфоломея 13 июня 852 r. (или 853 г.) преподобный Иосиф удостоился увидеть в царских вратах самого апостола, который «взял со священной трапезы святое Евангелие и положил его на грудь преподобного, благословил его и отошел». С этого поворотного дня своей жизни преподобный Иосиф обрел дар писать церковные песнопения. Биографы святого подчеркивали «высокую монашескую настроенность преподобного Иосифа, его кротость, смирение, непамятозлобие, его стремление всех умиротворить, его участливое отношение к бедствующим, которым он помогал словом и утешением, к нищим, которым он подавал пропитание, к странникам и чужеземцам, которых он принимал со всем радушием гостеприимного хозяина».
За тридцать лет своей песнотворческой деятельности (преп. Иосиф скончался в ночь с 3 на 4 апреля 883 г.) божественно вдохновляемый поэт создавал службы различным святым и праздникам почти непрерывно, несмотря на все последующие повороты своего жития. В 857 г. из-за придворных интриг был смещен и отправлен в ссылку патриарх Игнатий, а с ним как близкий по духу и его сподвижник преп. Иосиф, который целых 11 лет находился в изгнании в Херсонесе в Крыму. По возвращении в столицу преподобного Иосифа императором Василием Македонянином в 867 г. от восстановленного на патриаршем престоле Игнатия ему было пожаловано почетное звание скевофилакса, т.е. хранителя священных сосудов собора Святой Софии. При патриархе Фотии (с 877 г.) преподобный Иосиф, благодаря духовному авторитету и широкой известности, был назначен духовником клира Константинопольской епархии. Был он и придворным песнописцем императора Василия Македонянина, царствование которого известно самым широким храмостроительством, обилием церковных торжеств и молений, которые требовали все новых песнопений в исполнении Иосифа Сицилийца.
Многие службы Иосиф создавал по заказу царя и патриархов, настоятелей монастырей, управителей отдельных местностей и частных лиц, желавших увековечить в канонах память о тех или иных событиях и святых. Перу Иосифа принадлежат 464 канона в годичной Минее. Последний, послехерсонесский период творчества Иосифа (867-883) считается наиболее плодотворным. Тогда им были созданы 67 канонов на будни Октоиха и 110 канонов Триоди Постной и Цветной, а также знаменитый канон Богородице на утрени Акафистной Субботы, написанный по заказу святого патриарха Фотия. Всю свою жизнь посвятил служению Церкви святой Иосиф Песнописец Сицилиот. Канонизирован он вскоре по кончине. Поясной образ преподобного Иосифа Песнописца с 14 клеймами его жития запечатлен ныне в большой храмовой иконе святого, исполненной в 1998 г. московским иконописцем С.Черным.
Выражая всеобщее мнение о поэзии преп. Иосифа, его жития писатель диакон Иоанн заключал: «…От людей косных бегут сон и леность, когда они слышат песнопения преподобного Иосифа.
Стремящиеся к совершенной жизни находят в них дивное отдохновение, возмущаемые сердечными движениями укрощают смущения, радующиеся начинают плакать от полноты чувств и восторга. Поэты в стихах преподобного находят сокровища для своих творений, и все народы переводят песни Иосифа на свой язык».
Более тысячелетия творчество преподобного отца нашего исповедника Иосифа Сицилиота Песнописца возвышает, умиляет и взывает к покаянию души православных христиан, которые, найдя путь спасения во Христе и Его Церкви, ответно хвалят, молятся и благодарят учителя православия, подвижника, исповедника и божественного поэта.
Ежегодно 4-го апреля память преподобного празднует вся полнота Вселенского Православия. В наши дни значение преподобного Иосифа Песнописца все более возрастает как с углублением наших знаний о жизни и творчестве святого, так и в связи с расширением уставного богослужения в жизнедеятельности восстанавливаемых в нашей стране храмов и монастырей.
Особое значение его культ приобретает в Москве в связи с тем, что в 1987 г. территория села Захарьина из Подольского района Московской области была передана в собственность г. Москвы и церковь Знамения с приделом преподдобного Иосифа приобрела столичный статус. Представляется, что это закономерно, ибо память его приходится на день первого упоминания о Москве под 4 апреля 1147 г. […] . Думается, не будет излишней исторической вольностью считать, что преподобный Иосиф духовно присутствовал на сейме Христом обизых князей на московской встрече 4 апреля 1147 г. и своими молитвами освящал ход бесед князей и, в частности, укреплял князя Юрия в его намерении строить город Москву, где зарождал ась великая история православного государства Московского и решались судьбы мира на столетия вперед.
Пришло время, чтобы признать преп. Иосифа Песнописца тем святым, кто подвигнул князя Юрия Долгорукого к провидению будущего величия и святости места под первоначальным названием «Москов». Как, несомненно, сопричастный к основанию Москвы преподобный Иосиф может и должен быть причислен к сонму Московских угодников Божиих, которые предстоят у престола Всевышнего и своими святыми молитвами спасают столицу и православные народы России на протяжении столетий ее славной истории.
(55)