Сегодня светлый праздник Святой Руси – мы прославляем наших отечественных святых, в Земле Российской просиявших. Каждый из них может сказать о себе: «мир меня ловил, но не поймал». Святые Земли Российской – это не только великаны духа, это путеводные звезды для всех, стремящихся к осмысленной жизни, ищущих Истины и Правды. В назидание наше, остановим внимание на некоторых чертах жизни наших святых.
Прежде всего – жизнь их протекала в вере, они жили в вере. А что значит жить в вере? Жить в вере – это значит стремиться жить в ощущении жизни вечной.
Знайте, дорогие мои братья и сестры, что в ком нет света этого ощущения, в том нет еще, по существу, и жизни веры. «Господи, исполни сердце мое жизни вечной» – взывали ко Господу святые. Наличие духовного ощущения жизни вечной – это признак живой духовной жизни человека. «Жизнь вечная есть утешение в Боге», – говорит преп. Исаак Сирин. Движущей силой жизни святых была любовь. Любовь к Богу и к человеку. Печатью любви к Богу была всецелая преданность Православию, как вере Христовой-Апостольской. В завещании сынам Российским преп. Феодосий Печерский говорит: «Чада, берегитесь кривоверов и всех бесед их. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить и свою и чужую, то он двоеверен, близок к ереси». Любовь же к человеку, во имя и во славу Божию, побеждает и национальные и вероисповедные преграды. Тот же преп. Феодосий говорит: «Твори милостыню не только своим по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не только на христиан, но и на неверных». Жизнь верующего должна быть подвигом любви.
Следующей чертой жизни наших святых была непрестанная молитва. Молитва это – плод любви к Богу и к человеку. Возможна ли подлинная любовь к человеку без любви к Богу? Нет, невозможна. Без любви к Богу не может быть подлинной, чистой, альтруистической любви к человеку. Молитва рождается от любви – от скорби о людях.
Мы ныне живем в мире суеты, во власти суеты находимся. И в наше время особенно нужен подвиг молитвы. Свойством нашей молитвы может быть ее краткость дома – «Боже, милостив буди мне грешному», «Господи, настави, утеши и помилуй», «Господи, помилуй», но обязательна ее непрестанность среди людей, на работе. О влиянии молитвы на окружающих людей повествует нам наш во Христе брат, Б. М. Назаров, бывший в советских условиях инженером-судостроителем. Он свидетельствует следующее: «Среди окружавших меня людей было много вражды и волнений, и я не знал, куда от всего этого деваться. Потом решил: буду на работе вести постоянную молитву. И представьте себе, результаты сказались скоро. Не только я сам успокоился, но стали спокойнее и все те, которые со мной общались». Небесный покровитель нашего храма. преп. Серафим говорил: «Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот в инженере Назарове был дух мирный, мирная и смиренная была его непрестанная молитва. К стяжанию такой непрестанной молитвы и нас зовут святые Земли Русской.
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», – поучал евреев ап. Павел. Этими словами поучают нас и святые Земли Российской, поучают примером своей жизни.
И еще на одной отличительной черте наших святых остановим наше внимание. Это – постоянство пребывания в Церкви, сознание себя живой клеткой Тела Христова. И всем опытом своей жизни они свидетельствуют нам о том, что для постоянства бытия нашего в Церкви необходимо постоянство покаяния. «Храм Божий свят, а этот храм – вы», – говорит тот же ап. Павел. А «кто делает грех, тот от диавола», т.е. вне храма, не от Церкви, пока не покается. Это понимали и наши великие князья. Вот Владимир Мономах и Димитрий Донской, не причисленные к лику святых, дают нам пример постоянства пребывания в Церкви: они, несмотря на обремененность государственными и общественными делами, ежедневно посещали храм и каждое воскресенье Великого Поста приобщались св. Таин. «Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, молитвой и милостыней», – поучает нас великий князь Владимир Мономах: «Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в храме это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы, если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь… Не забывайте убогих… Все, что дал нам Бог, не наше, а только поручено нам на короткое время.,. Старика почитайте, как отца… В делах не ленитесь… Больного посетите, покойника проводите, никого не оставляйте без привета, скажите всякому доброе слово. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, и прежде всего по отношению к Церкви».
Так наставляет нас Святая Русь. Да поможет же нам Господь явить себя достойными наследниками Отцов наших, наших вождей и наставников, память которых мы сегодня прославляем. Аминь.
Источник: https://azbyka.ru
(33)