Иерей Михаил Фаворский

Знаменский храм села Захарьино

в веках Отечественной истории.

Знаменский храм

Дом Мой домом молитвы наречётся.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ХРАМ.

 

Сейчас трудно представить, что на месте оживлённых улиц современного первопрестольного града были леса и поля. И то место, где позднее появится Захарьино, в те далёкие времена, о которых сейчас пойдёт речь, тоже было не исключением.

 

Только в Х веке здесь появились первые сельские поселения. Археологи обнаружили их три: в полукилометре к северо-западу от Знаменского храма вниз по речке Лопенке; второе в Липках и третье в Захарьинских двориках. Поселения эти были разорены, сожжены до тла, вместе с древней Москвой ордами Батыя в 1238 году. Подробнее см.: Священник Н.А. Киселёв. «Памятник земли Московской. Церковь Знамения в Захарьино», Москва, 2007г.

 

В XIV веке землями вокруг современного Захарьино владел боярин Фёдор Бя́конт, отец Елевферия, того избранника Божия, что в будущем станет Святителем Алексием, Митрополитом Московским. Фёдор Бя́конт стал родоначальником дворянских родов Плещеевых и Игнатьевых. (См.: https://ru.wikipedia.org/ ).

 

После Плещеевых Захарьино стало вотчиной бояр Захарьиных-Романовых. Скорее всего, в результате брачного союза наследницы из рода Бяконтов и боярина Захарии Ивановича Кошкина (+1461).

 

У нетитулованных боярских родов на Руси было принято носить фамилию по имени деда. Таким образом, появились и Захарьины, и Романовы. Анастасия Романовна Захарьина, правнучка Захарии Кошкина, стала супругой грозного царя Иоанна IV. Михаил Феодорович Романов, праправнук Захарии Кошкина, стал первым царём из династии Романовых.

 

Именно поэтому Захарьино, как имение бояр Романовых, было разорено в правление Бориса Годунова (+1605), который подверг род сей сильнейшим гонениям. В конце Смутного времени Захарьино окончательно обезлюдело и запустело. Подробнее см.: Священник Н.А. Киселёв. «Памятник земли Московской. Церковь Знамения в Захарьино», Москва, 2007г.

 

С 1627 года пустошь Захаркова получила статус деревни Захарковой. К тому времени этими землями уже владел Фёдор Леонтьевич Бутурлин по прозвищу «Ворон» (+1640), царский окольничий и воевода. С постройкой храма деревня Захаркова стала селом Захаровым. Подробнее см.: Село Захарьино-Знаменское, Подольского уезда, Московской губ.: Крат. ист. описание / Сост. Н. Е. Сироткин. — Москва: тип. А. С. Суворина, 1909. — 65 с.: ил.; 26. (http://dlib.rsl.ru/).

 

Итак, первый храм села Захарьино (именовалось Захарово в 1627-1808 годах) был построен в 1648 году при помещике Тимофее Фёдоровиче Бутурлине «Воронёнке»(+1651), царском окольничем и воеводе. Храм был деревянным и был освящён во имя Рождества Христова. Он стоял на том же самом месте, где позднее будет построен каменный Знаменский храм.

 

Массовое строительство Знаменских храмов на Руси связано с династией Романовых. Государева служба славных предков бояр Романовых была тесно связана с Великим Новгородом (См.: http://www.pravoslavie.ru/).

 

В Новгороде служили такие известные представители рода, как боярин Федор Андреевич Кошка (+ 1407), который в 1393 году, при великом князе Василии I Дмитриевиче, вел переговоры с самовольными новгородцами; и такой как Юрий Захарьевич Ко́шкин-Захарьи́н (+ 1504), который в 1487 — 1489 годах, при Иване III, был наместником Новгородским; и такой как Никита Романович Захарьин-Юрьев (+1585), что в 1572 году, при Иване IV, был городским воеводой.

2_veb

Икона Знамение Пресвятыя Богородицы, родовое моление бояр Романовых

И поскольку икона «Знамение» издревле почиталась новгородцами, то она стала одной из родовых икон дома Романовых, хотя, по преданию, и в их роду «было от сей иконы знамение».

 

История иконы Божией Матери Знамение восходит в XII веку. Когда вольный и мятежный Великий Новгород первый раз воспротивился созданию централизованного Русского государства.

 

В 1168 году новгородцы затеяли очередную междоусобицу (походы на Полоцк, Торопец, Заволочье), земля обагрилась кровью. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, желавший принудить новгородцев к миру, зимой 1169-1170 года отправил огромное суздальское ополчение (всего 72 князя) на Новгород. Сам князь Андрей в поход тогда не пошёл, а в его отсутствие ополчение предалось мерзким порокам, грабя и выжигая всё на своём пути.

 

Событие это нашло отражение и в летописях, и в устном предании. Β летописях встречаются две версии повести — одна из них проновгородская, другая антиновгородская. Обе версии летописной повести, созданные независимо друг от друга, возникли в близкое κ событию время. Через какое-то время после битвы возникло и устное предание, объяснявшее победу новгородцев над осадившими город многочисленными силами врага чудесной помощью Божией Матери. Подробнее см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси/ Под ред. Д. Лихачева, 1992 г. (http://interpretive.ru/).

3_veb

Иконографическое изображение новгородского чуда
от иконы Божией Матери «Знамение»

Так описывает те события Лаврентьевская летопись: «В лето 6677 (1169) … Той же зимы князь Андрей послал сына своего Мстислава со всею дружиною на Великий Новгород. … Слышали бо прежде трёх лет бывшее знамение Новгороду, всем людям видящим: в трёх бо церквах новгородских плакала на трёх иконах святая Богородица. Провидела бо Мати Божия пагубу, хотящую быть над Новгородом и над его волостью, молит сына своего со слезами, дабы их отнюдь не искоренил, яко же прежде Содома и Гоморра, но яко ниневитяны помиловал. … сия люди новгородские наказал Бог и смирил их до зела за преступленье крестное, и за гордость их навёл на них, и милостью своею избавил град их. Не глаголем же: правы суть новгородцы, … доколе Богу терпеть над нами; за грехи навёл и наказал по достоянью рукою благоверного князя Андрея» (См.: http://expositions.nlr.ru/).

 

Это повествование дополняет Новгородская первая летопись старшего извода: «В лето 6677 … По трёх днях, в четвёртый же день, в среду, приступили силою и бились весь день. И к вечеру победи их князь Роман с новгородцами, силою крестною и святою Богородицею и молитвами благоверного владыки Илии (в схиме святитель Иоанн, архиепископ Новгородский), месяца февраля в 25 день, на святого епископа Тарасия». См.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 26-36. (http://litopys.org.ua/).

Первообраз, от которого было явлено чудо в Новгороде

Первообраз, от которого было явлено чудо в Новгороде

А вот «Сказание о битве новгородцев с суздальцами» рисует уже другую более подробную картину событий. Оно объединяет краткую проновгородскую летописную повесть об этом событии и устное предание. Первая редакция «Сказания…», называется в рукописях «Словом ο знамении». Самый ранний его список в первоначальной редакции, есть в пергаменной рукописи праздничной Минеи XIV в. из Софийского собора — РНБ, Софийское собрание, № 396, лл. 1 об.—4 об. Подробно смотри: Библиотека литературы Древней Руси / РАН, ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб. : Наука, 1999. – Т. 6: XIV – середина XV века. – 583 с. (http://lib2.pushkinskijdom.ru/).

 

Вот что нам рассказывает этот документ: «Слово о Знамении Святой Богородицы в лето 6677 (1169) … Во вторую же ночь (осады) святому архиепископу Иоанну, стоящему и молящемуся святому образу Господа нашего Иисуса Христа о спасении града сего, был … глас, глаголющий сие: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу и возьми икону святую Богородицы и вынеси на острог против супостат». … И вынесли икону на острог, где ныне монастырь святой Богородицы на Десатине. … Бывшу же часу 6-му, начали приступать ко городу все полки русские. И спустили стрелы, яко дождь умножен. Тогда же икона Божиим промыслом обратилась лицом на град, и видел архиепископ слёзы, текущие от иконы, и принял (их) в фелонь свою. О великое и страшное чудо! Как сие может быть от сухого древа? Не суть бо слёзы, но являет знамение своей милости: сим бо образом молится Святая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град наш — не дать в поругание супротивным.»

Точный список с чудотворной иконы 1721 года

Точный список с чудотворной иконы 1721 года

От этого «знамения милости» и произошло название иконы — «Знамение». Празднование Знаменской иконе Божией Матери было установлено — 27 ноября по старому стилю. Сейчас это 10 декабря нового стиля.

 

У чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», той, что прославилась в Великом Новгороде, на полях изображены ростовые фигуры святых — великомучеников Георгия Победоносца и Иакова Персиянина, и преподобных Макария и Онуфрия. Присутствие этих святых отличает Новгородскую икону Знамение от других икон, которые называются тоже Знаменскими: Абалацкая, Верхнетагильская, Царскосельская и др. (См.: Сергий (Спасский), архиепископ. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе. — М., 1866, стр.39).

6_veb

Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская

Новгородская чудотворная икона Божией Матери «Знамение» неоднократно поновлялась. В 1721 году с неё был сделан точный список с соответствующей надписью, свидетельствующей, что это список 1721 года с чудотворной иконы.

Сейчас новгородская чудотворная икона Божией Матери «Знамение» пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

 

Интересно то, что во времена Советского Союза Д.С. Лихачёв предание ο повернувшейся иконе объяснил чисто механическим на неё воздействием: «Новгородская икона Знамения Богородицы (сохранилась до нашего времени, находится в Новгородском соборе) — небольшая по величине, она укреплена на древке. Если во время осады икона была вынесена на острог, в нее действительно могла попасть стрела и повернуть ее вокруг оси» (http://lib2.pushkinskijdom.ru/).

 

Когда в 1980 — е годы чудотворная икона Божией Матери «Знамение» была отреставрирована и тщательно исследована в Институте реставрации, то данные обследования иконы подтвердили сведения «Сказания…»: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел. Одно из отверстий расположено над левым глазом Богоматери, там, где осталась незаживающая рана (См.: http://www.bibliotekar.ru/).

07_veb

Чудотворная икона в Софийском соборе Новгорода

Победа новгородцев над осаждавшими говорит о глубине их покаяния. Раскаявшиеся в своей гордости новгородцы признали верховную власть Андрея Боголюбского (+ 1174). Архиепископ Новгородский Иоанн (+ 1186) сам ездил в 1172 г. во Владимир примирять их с князем Андреем. (См.: http://www.sedmitza.ru/) Новгородским князем стал тогда сын Андрея Боголюбского Юрий.

 

Новгородская икона Божией Матери «Знамение», наряду с Казанской, считается избавительницей Руси от врагов в смутное время. На праздник Новгородской иконы «Знамение» в 1612 году все пределы России были полностью освобождены от захватчиков. Две печати из трех под грамотой об избрании на царство Михаила Федоровича имели образ «Знамение». Поэтому верными слугами государевыми и возводятся в то время многочисленные Знаменские храмы.

 

Как один из примеров строительства храмов с переименованием можно привести строительство Знаменского храма села Дубровицы. До 1690 года храм в селе был деревянным во имя Пророка Божия Илии, но новый каменный по желанию помещика князя Голицина был освящён как Знаменский.

Знаменский храм села Захарьино в 1672-1826 годах

Знаменский храм села Захарьино в 1672-1826 годах

Таким же образом, новый владелец села Захарьино князь Григорий Григорьевич Ромодановский (+1682), когда строил в 1672 году новый каменный храм на месте деревянного Рождественского храма, посвятил его «молению царскому» Новгородской иконе Божией Матери «Знамение».

 

Князь Григорий Григорьевич Ромодановский (+1682), при котором был построен Знаменский храм, был известным русским государственным и военным деятелем, боярином (с 1665), одним из воевод русской армии в войне против Польши в 1654—1667 годах, командующим русской армией в Чигиринских походах во время русско-турецкой войны 1676—1681. Во время стрелецкого бунта 1682 года (историческое название Хованщина) боярин князь Григорий Григорьевич Ромодановский был убит в Кремле мятежниками.

 

Само же строительство Знаменского храма в Захарьино, видимо, связано с тем событием, что князь Григорий в 1670 году подавил восстание разинцев на Слободской Украине, и усмотрел в этой победе знамение.

В 1800 году Захарьино стало имением генерала Осипа Ивановича Новицкого. Новицкий Осип (Иосиф) Иванович (1765 —1839) — генерал-майор, позднее управляющий Иркутской суконной фабрикой, обер-кригскомиссар (http://accountology.ucoz.ru/). Происходил из малороссийского дворянства, из рода полтавских Новицких, их родоначальник казачий полковник Илья Фёдорович Новицкий († 1705) (http://www.srcc.msu.su/).

8a-8b_veb

Первоначальный Знаменский храм села Захарьино был перестроен
при Осипе Ивановиче Новицком в 1826-27 годах

При Осипе Новицком в 1822 году свод храма дал трещину. В 1826 году свод был переложен, но крыша оставалась старой, а в 1827 году храм вместо старой тесовой крыши был покрыт кровельным железом.

 

В 1846 году к храму были пристроены два придела и колокольня. Южный придел во имя Святителя Николая (по храму в бывшем селе Васильевском), а северный во имя преподобного Иосифа Песнописца (небесного покровителя генерал-майора Осипа Ивановича Новицкого (+1839), по просьбе жертвовательницы, его дочери, Варвары Осиповны Новицкой).

 

Подробно о преподобном Иосифе можно посмотреть в книге протоиерея Николая Киселёва «Святой Иосиф Песнописец и его творения в славянской традиции». Москва, 2016. — 511 с. Она будет весьма интересна благочестивому читателю.

Протоиерей Николай Сироткин о храме 1846 года: «В 1893 году восточная часть храма – древний 1672 года храм дал многие и опасные трещины и, по осмотру и заключению епархиального архитектора, грозил падением и катастрофою, а потому богослужение в нём было приостановлено». См.: Село Захарьино-Знаменское, Подольского уезда, Московской губ.: Крат. ист. описание / Сост. Н. Е. Сироткин. — Москва: тип. А. С. Суворина, 1909. — 65 с.: ил.; 26. (http://dlib.rsl.ru/).

Знаменский храм села Захарьино в 1846-96 годах

Знаменский храм села Захарьино в 1846-96 годах

В 1896 году храм был полностью перестроен в псевдорусском стиле по проекту архитектора Александра Степановича Каминского (+1897), автора первого здания Третьяковской галереи (См.: http://mos-churches.ru/). Интересно, что карьера Каминского оборвалась в 1888 году, когда обрушился доходный дом Московского купеческого общества, возводимый его фирмой. Каминский был тогда признан виновным в нарушении строительных норм и приговорён к шести неделям ареста, а 1893 году публично уволен с последней должности — архитектора Московского купеческого общества.

 

Протоиерей Николай Сироткин о храме 1896 года: «Иконостас главного среднего алтаря остался в неприкосновенности старый, небольшой, но очень красивый, работы, вероятно, конца XVII или начала XVIII века. На сей раз, он только покрыт сплошною позолотою». См.: Село Захарьино-Знаменское, Подольского уезда, Московской губ.: Крат. ист. описание / Сост. Н. Е. Сироткин. — Москва: тип. А. С. Суворина, 1909. — 65 с.: ил.; 26. (http://dlib.rsl.ru/).

 

Знаменский храм села Захарьино был перестроен на пожертвования прихожан. Жертвовали в особенности землевладельцы Пахульские, Дружинины, Захаровы. А крестьяне (!) деревни Городяиха братья Николай и Иван Горбачевы сделали от себя пожертвование 10 тысяч рублей (!).

Знаменский храм села Захарьино с 1896 года

Знаменский храм села Захарьино с 1896 года

Внутри храма частично сохранилась настенная роспись, осуществленная в 1880 г. на средства купца Ф.И. Соболева.

 

После государственного переворота 1917 года храм оставался действующим до 1940 года. В 1940 году его закрыли, и стали использовать, как склад зерна для колхоза. В 1949-1991 годах в храме располагалась база кинопроката Подольского района. В 1990 году в Захарьино создана православная община. В 1991 году Знаменский храм был возвращен Русской Православной Церкви. Жители Захарьино, Щербинки, Силикатной активно взялись за восстановление поруганного храма, лишившегося в советское время куполов и колокольни. Обезобразившие храм внутренние стены и междуэтажные перекрытия были разобраны. В 1992 году храм был освящён иерейским чином.

 

С 1987 года деревня Захарьино включена в состав Москвы. Она вошла в район Южное Бутово.

 

Иерей М.Фаворский

Статья также  опубликована  в блоге http://foto-progulki.ru

(447)