В Церкви с древнейших времен существовала традиция молитвы и милостыни за усопшего для облегчения его посмертной участи. Согласно православному учению, покидая тело, душа усопшего выходит из видимого мира и подвергается «частному суду», узнает приговор о своей дальнейшей участи. Однако этот приговор не окончательный, до Страшного суда судьба души может быть изменена.
Поэтому определенные дни года Церковь творит особое поминовение всех усопших отцов, братьев и сестер по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами.
Первая вселенская родительская суббота в году бывает за неделю до Великого поста, перед началом масленицы – Вселенская мясопустная родительская суббота. Установлена она, несомненно, ввиду предстоящего воспоминания Страшного суда в следующее за ней воскресенье. Напоминание о грядущей кончине мира побуждает живых членов Церкви не только трезво взглянуть на собственную жизнь, покаяться и измениться, но и вспомнить, помолиться о своих прежде почивших братьях во Христе. В мясопустную субботу Церковь поминает всех «от века усопших православных христиан», особенно же умерших внезапной смертью в результате болезней, войн, несчастных случаев и природных катастроф и лишившихся поэтому «узаконенного псалмопения и заупокойных молитв». Торжественное общецерковное поминовение приносит великую пользу и помощь умершим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение на богослужениях, особенно за Божественной литургией, и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Твердо веря словам Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38), во вселенскую родительскую субботу мы молимся не только о своих почивших родных и близких, но обо всех вообще усопших, не перечисляя их поименно, – таким образом молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься, когда не останется в живых никого из лично его знавших, когда забудется на земле его имя. И это установление сохранится до скончания века.
(44)